ASMR-спектакль: «Одиночество» в наушниках

18:33 05 апр 2021

dsc_6993_0.jpg

3 апреля в «Пространстве 25» Пятого театра состоялась уже вторая премьера этой экспериментальной площадки.

Напомним, «Пространство 25» было презентовано в феврале этого года. Площадка обещает показать театралам всё разнообразие жанров современного театра. Открывал пространство спектакль-перформанс в постановке Ксении Пещик. На этот раз куратор пространства Екатерина Кулакова обратилась к незнакомому для Омска современному и пока нераспространенному жанру – ASMR*.

Для своей задумки Екатерина пригласила Дениса Шибаева, который предложил взять в постановку «Сто лет одиночества» колумбийского писателя, нобелевского лауреата Габриеля Гарсия Маркеса. Произведение известное, у всех на слуху, в тех самых сотнях заслуженных книг, которые необходимо прочитать. Но театры закономерно обходят роман стороной. Одинаковые имена множества героев, сплетение историй, поколений, локаций. Герои, изъеденные чесоткой, улетающие в небо, влюбляющихся в своих родственников по крови, убивающие себя – каждый интересен, самобытен и по-своему безумен. Многие читающие роман составляют генеалогическое древо рода, чтобы хоть немного разобраться, кто кому брат, сват, отец, любовник. Тем труднее была задача Екатерины Кулаковой, как драматурга, вычленить истории для постановки. А учитывая мистицизм Маркеса, тем сложнее было Денису Шибаеву создать атмосферу – свою, но со всем уважением и почтением к автору. Спектакль получил название «Одиночество» и получил рейтинг 18+, учитывая инцестуальные темы.

Как проходит ASMR-спектакль? Зритель приходит в театр, ограниченным количеством, всего 30 человек по числу посадочных мест. Ему выдают бахилы, а затем проводят на затемненную главную сцену. Вот стулья, на них наушники, их нужно надеть и ждать. Напротив – видеопроекция на обнаженной стене сцены. Обстановка вокруг не глянцевая и как нельзя лучше подходит в атмосфере Габриеля Маркеса и его историям из «Ста лет одиночества».

dsc_7032.jpg

Зрителей текстом знакомят с фабулой, а дальше начинается действо – необычное для омского театрала.

Эффект погружения в атмосферу литературы великого колумбийского писателя может произойти не сразу. Нелегко отринуть повседневные дела, отмахнуться от городского шума за стенами театра и сосредоточиться на происходящем. Тем более, что сюжета в этой истории нет. Есть актриса Ксения Огарь, которая телом, мимикой и немногочисленным реквизитом визуализирует истории, умело собранные драматургом. Пока зритель в наушниках слышит текст и отлично подобранное музыкальное оформление, Огарь выстраивает ассоциативное действие. Можно закрыть глаза, а можно смотреть на актрису, которая служит не фоном, но одним из действующих инструментов спектакля.

Развивается спектакль по нарастающей. Начинаясь с неторопливого рассказа, он с каждой историей поднимается на одну ноту выше. Ксения Огарь в начале спектакля медленными движениями строит город Макондо, а ближе к концу неистово танцует нечто шаманское, слегка безумное, что очень вплетается в атмосферу вымышленного мира колумбийского мэтра. Она одинокая на пустой сцене, сексуальная в своем одеянии – и в прозрачной накидке и в грубом пальто. Она аккуратно контактирует со зрителем, который медленно, но обязательно расслабляется на своём стуле в сценическом полумраке.

Погружение происходит. Нет возможности и желания смотреть на часы, в телефон. Интимная обстановка не позволяет отвлекаться. Несмотря на то, что стулья стоят рядом и зрители находятся в своей немногочисленной толпе, каждый сидящий ощущает себя в одиночестве. Для кого-то это одиночество может быть болезненным, для кого-то желанным – это можно понять, только если задать себе вопрос. Но спрашивать ничего не хочется, и выходить из этого состояния тоже нет желания. Поэтому при завершении спектакля, становится даже удивительно, что всё закончилось, что актриса выходит на поклон и привычные звуки возвращаются. Не хочется аплодировать, не хочется вставать и совсем не хочется выходить на свет. И если зритель шел через зал на сцену оживленный, то выходит он уже в тишине и не спеша. Эффект, о котором заявляли режиссёр Денис Шибаев и драматург Екатерина Кулакова, достигнут. И можно уверенно сказать, что вхождение ASMR-театра в Омск успешно состоялось, благодаря Пятому театру.

dsc_7132.jpg

Следующие показы спектакля «Одиночество» состоятся 24 апреля и 20 мая.

 

*«ASMR – автономная сенсорная меридиональная реакция тела человека на некоторые триггеры.