Во Врубелевском корпусе открывается иммерсивная выставка «Достоевский. Найти человека. К 200-летию со дня рождения»
Открытие состоится 24 мая в 18.00. Выставка будет работать во Врубелевском корпусе музея по адресу: ул. Ленина, 3
Участники проекта: Государственный исторический музей (Москва), Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля (Москва), Киноконцерн «Мосфильм», Омский государственный историко-краеведческий музей, Исторический архив Омской области, Омский государственный аграрный университет имени П. А. Столыпина, Национальный исследовательский Томский государственный университет.
Состав выставки: свыше 60 произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, редкой книги, документов из собраний музеев, университетов, архивов России. Центральный объект выставки – авторская инсталляция Евгения Груздова «Найти человека».
Иммерсивная выставка открывается в рамках театрального фестиваля «Золотая маска», все шесть спектаклей которого в этом году посвящены Федору Михайловичу. С помощью аудиогида, записанного в формате радиоспектакля, зритель погружается в «пространство Достоевского». Особая атмосфера экспозиции помогает решить каждому самостоятельно, чем был Омск в судьбе писателя и чем он сам стал для Омска.
Размышляя о судьбе Родины, поэт, прозаик, критик Константин Бальмонт называл четырех самых достойных представителей национального искусства: это Достоевский, Толстой, Врубель и Скрябин. Сложно не согласиться с высказыванием «отца русского символизма».
В Омске чаще всего звучат два знаковых для русской культуры имени – Михаила Врубеля и Федора Достоевского. Так совпало, что в 2021 году музей отметил 165-летие великого художника, а сейчас вместе со всем миром обращается к другой памятной дате – 200-летию со дня рождения великого писателя.
В город на Иртыше Достоевский попал во многом случайно – это мог быть Тобольск, Иркутск или любой другой сибирский город, – но четыре года, с 1850 по 1854, он провел именно в Омском каторжном остроге, и именно это время перевернуло все в его судьбе и творчестве. С каторги талантливый начинающий автор возвратился великим русским писателем. Здесь произошло его «второе духовное рождение». Без этих лет не были бы созданы величайшие творения: «Записки из Мертвого дома», «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», не было бы и самого великого Достоевского, каким его любит и знает весь мир.
Сейчас влияние Достоевского на всю мировую культуру бесспорно, она буквально напитано им, а само творчество давно вышло за рамки литературоведческого анализа. Все это позволяет говорить нам со зрителем о Достоевском на языке и средствами изобразительного искусства. Иллюстрациями выступают высказывания как самого Достоевского, так и многих известных деятелей культуры, так или иначе связанных с Омском.
Экспозиция состоит из нескольких разделов:
- Раздел «Записки из Мертвого дома» раскрывает тему пребывания Ф. М. Достоевского в Омском каторжном остроге через художественные образы, предметный ряд из собраний архивов и библиотек России. Этот раздел сводится к формуле «Омск для Достоевского»;
- В разделе «Мир спасет красота» на основе воспоминаний жены Достоевского Анны Григорьевны мы обращаемся к любимым произведениям искусства и духовным идеалам писателя;
- «Достоевский – культурный герой человечества». Творческое наследие писателя впитало в себя жемчужины общечеловеческой культуры, а теперь культура питается им. Для Омска диалог с Достоевским – это гарантированная возможность находиться в поле мировой культуры. Формула этого раздела – «Достоевский для Омска». Поэтому нам так дороги книги Достоевского, в которых пролеживается омский след, а также участие омичей в создании произведений изобразительного, театрального, киноискусства, которые вдохновлены великим писателем.
- Центральное место в экспозиции занимает инсталляция Евгения Груздова «Найти человека», создающая символическое пространство, визуализирующее авторский взгляд на роль Ф. М. Достоевского в русской и мировой культуре.
Выставка «Достоевский. Найти человека» – во многом эксперимент, игра с музейными предметами и смыслами, которые, на первый взгляд, не имеют никакого отношения к творчеству Достоевского, но только на первый взгляд...