Почему нужно посетить премьеру Пятого театра «Процесс»?

14:11 22 июн 2021

 

2 и 3 июля на сцене Пятого театра состоится премьера спектакля «Процесс» в постановке Дмитрия Лимбоса.

Режиссёр и актеры встретились с омскими журналистами на «Культурном завтраке», организованном газетой «Омская правда», чтобы выяснить подробности предстоящей премьеры.

В ролях: Евгений Фоминцев (Ларс Кох, обвиняемый), Дмитрий Макаров (Г-н Биглер, адвокат), Мария Долганева (Г-жа Нельсон, прокурор), Татьяна Крылова (Председательствующий).

 

1. Абсурдный режиссёр

Постановщик спектакля «Процесс» - Дмитрий Лимбос. Омскому зрителю он известен работой «Лысая певица». Пьеса Ионеско легла в основу спектакля в жанре абсурд, который очень полюбился зрителям. А туристам его рекомендуют, как интересное времяпровождение  в нашем городе.

На этот раз руководство Пятого театра предложило Дмитрию взять материал на серьезную тему. Режиссер озвучил несколько названий, и выбор пал на пьесу Фердинанда фон Шираха «Террор».

«На самом деле будет серьезная вещь. Если вы видели «Лысую певицу», то это другой театр, сейчас можете даже не узнать почерк постановщика», - комментирует Дмитрий Лимбос.

 

2. Финал выбирают зрители

Это была задумка драматурга, которую не стали вымарывать. Спектакль рушит четвертую стену и зритель вовлекается в процесс. В итоге именно люди в зале становятся присяжными и потом судьями. Посредством голосования зритель определит финал истории и судьбу центрального персонажа.

Главный герой – молодой майор ВВС сбивает гражданский самолет, который захватил террорист-смертник. На борту было 164 человека, включая маленьких детей. Благодаря этому выбору, он спас переполненный стадион болельщиков, на который был направлен лайнер. Имел ли этот человек право противопоставить одни жизни другим? Решать вам.

 

3. Причем тут Брехт?

Я хочу сделать синтез психологического Станиславского и брехтовского эпического театра, потому что пьеса дает на это все ресурсы. У нас есть моменты, когда мы не можем не подключиться к тому или иному персонажу. Но в пьесе заложены такие герои как прокурор, адвокат и председательствующий, у которых нет задачи вызвать сопереживание. У актеров даже нет задачи погрузиться в роль – только донести мысль так, чтобы эмоции не мешали.

 

4. Почему у спектакля другое название?

Пьеса называется «Террор», но брать это название для афиши не стали. Ведь страшное слово может отпугнуть зрителя. Поэтому театр попросил режиссера выбрать свой вариант и Дмитрий Лимбос предложил название «Процесс».

«Террор» это наши предлагаемые обстоятельства, сама ситуация в которой мы находимся. До того как прочитать пьесу,  я прочел название и у меня ассоциация сразу что в ней драйв, огонь, жесть. Читаю – а там суд, все говорят, никто никого не убивает. И  я думаю: «Где террор? Это же процесс». Но название тоже не просто так придумано, это не эпатаж. Террор – это глобальные обстоятельства, в которых находятся наши герои. Да и Мы живем в мире, где в любой момент может произойти массовая трагедия не по нашей вине, а мы можем стать свидетелями либо жертвами», - комментирует режиссёр.

 

5. А это реальные события?

Нет. Но такое случиться может. Актриса Мария Долганева, исполняющая роль прокурора, признается, что после прочтения пьесы у нее было полное ощущение, что это было, что она об этом слышала или читала.

«Конкретно эта ситуация вымышлена, но в ней есть много из наших реалий. Драматург, я думаю, просто как человек системы, понял, что это можно донести через художественные образы, чтобы подключить общество, чтобы люди задумались. Вопросы, которые поднимаются в этой пьесе, он дают зрителям возможность подключиться. Ведь мы все реально существуем в этом ощущении ужаса страха террора», - говорит Мария Долганева.

 

6. Почему это будет интересно?

А на этот вопрос мы попросили ответить заместителя директора Пятого театра и автора экспериментальной площадки «Пространство 25» Екатерину Кулакову.

«Мне кажется, что эта пьеса – классный интеллектуальный экспириенс для зрителей, потому что мы тут обсуждаем тему терроризма, а если в целом ее рассматривать, то это классная история о том, что ты приходишь в театр, чтобы подумать, поставить себя на место присяжных Ты приходишь не только, как зритель, но ещё и как человек, от которого что-то зависит. И если ты веришь в это и подключаешься, то смотришь спектакль по-другому – не только как зритель, а как полноправный участник события.  И это один из необычных моментов», - убеждена Екатерина Кулакова.