В Омске открывается выставка памяти Амангельды Шакенова «БАТА–БЛАГОСЛОВЕНИЕ»
В современном изобразительном искусстве Сибири и Казахстана творчество Амангельды Шакенова представляет собой целостное художественное явление. В Омске он сложился как художник и педагог, но его сердце принадлежало исторической родине – Казахстану. И сам он называл себя художником двух культур.
Шакенов получил признание и в России, и в Казахстане: профессор академической живописи факультета искусств Омского государственного педагогического университета, педагог, любимый и уважаемый несколькими поколениями студентов Омского худграфа, заслуженный работник культуры РСФСР, действительный академик Академии художеств Республики Казахстан. Художнику одинаково дороги были пейзажи Сибири и Казахстана. И в этом состоит гуманизм его творчества – сплачивать своим искусством два великих народа.
Родом из аула Чукут Шербакульского района на юго-западе Омской области, граничащей с Казахстаном, Шакенов никогда не терял связи со своей исторической родиной, всегда ощущал себя сыном древнего кочевого народа. Изображение Асинского джайлау, быт и развлечения аульчан во время летовки стали одними из его самых любимых тем.
В 1976 году Амангельды Шакенов вступил в Союз художников РСФСР и сразу проявил свои деловые качества. По его инициативе состоялись две творческие командировки омских художников в районы Тюменского севера по Иртышу на агиттеплоходе «Антон Макаренко». Северные циклы включают произведения разных жанров: пейзажи северных деревень, стойбища оленеводов, жанровые и трудовые сцены, мотивы нефтехранилища.
Шакенов утверждал в своем искусстве главенство принципа характерности мотива и реалистического мировосприятия. Именно отсюда происходит гармоничная цельность его пейзажных образов, наделенных внутренней динамикой и поэтичностью.
В изображениях сибирских городов художник акцентировал типичные для каждого города виды. В Омске – Крестовоздвиженский собор на улице Тарской, Свято-Никольский Казачий собор, Успенский кафедральный собор, дом купца Кабалкина (ныне – музей «Либеров-Центр»). В Тобольске – это, прежде всего, кремль – уникальный образец сибирского зодчества.
Художник обращался и к теме уходящего Омска, изображая деревянные дома на старых улицах. Он часто писал аллею, березы и дом на улице Куйбышева, где находились мастерские художников, в разное время года, выявляя изменчивые черты уже хорошо знакомых образов.
Частые поездки в Казахстан постоянно подпитывали творческую энергию художника. Он писал виды Борового и Щучинска, хребты колоссального Заилийского Алатау, красные скалы величественной Долины замков в Чарынском каньоне. Внимание художника привлекали священные места Казахстана: мавзолей Ходжи Ахмеда Яссави, естественный гранитный трон и долина великого хана Абылая (XVIII в.) у подножья горы Кокше. Глубокий интерес к истории своего народа выразился у Амангельды Шакенова в обращении к образу казахского ученого и путешественника Чокана Валиханова.
В пейзажах Казахстана присутствует национальное мироощущение, выросшее из осознания природного мира, которым для казаха является земля – горы и степи, высота – широта. Универсальные первообразы – вечное небо, горы и степь, нашли широкое отражение в искусстве художника последних десятилетий.
С 1980-х годов в творчестве Амангельды Шакенова начинает доминировать живописный портрет. Изображая представителей разных поколений казахского народа, художник не только передавал особенности душевного склада своих соотечественников, но, прежде всего, – достоинства личности и внутреннего мира.
По казахским традициям семья, родственники – это важная составляющая национального уклада жизни, поэтому художник выступил также и в роли семейного портретиста.
Искренность, глубина чувств и переживаний Амангельды Шакенова составляют отличительную черту его многогранного творчества. Преисполненный чувством гордости и восхищения казахской культурой, художник, живущий в Сибири, сумел поднять тему выражения в живописи национального достояния и исторического наследия.
75-й день рождения Амангельды Шакенов собирался отметить персональной выставкой с презентацией своего альбома в зале Дома художников. Выставка состоится, но уже без автора. Он ушел из жизни 1 мая.
В мастерской на мольберте – его последняя, неоконченная картина, на которой художник благословляет жизнь по древнему обычаю казахского народа – «Бата–Благословение».
Выставка будет работать
с 14 июля по 5 августа 2018 года
по адресу: ул. Лермонтова, 8, Дом художника
Телефоны для справок: 31-20-61, 31-91-35