Ленин на закате и Крупская с цветами
Сегодня, 21 января, в Центре «Эрмитаж-Сибирь» открылась выставка «Тимофей Козлов – романтик соцреализма». Это первая выставка в этом году в стенах омского Эрмитажа.
В 2021 году исполнилось 110 лет со дня рождения Тимофея Павловича Козлова (1911–2001) – классика омской школы живописи и одного из самых значительных художников своего поколения.
В Омске Тимофей Козлов творил, учился и учил, работал и жил. Его творчество являет собой художественный документ эпохи. С одной стороны, оно созвучно своему времени и главенствующему тогда методу социалистического реализма. С другой стороны, настоящий талант всегда обретает свой голос, находит свою интонацию и манеру. Тимофей Козлов был прежде всего романтиком, романтиком внутри социалистического реализма.
Выставка многогранная. Создатели экспозиции постарались раскрыть все грани творчества Тимофея Козлова. В итоге посетитель видит не только разные ключевые в творчестве художника темы, но и разные формы живописного искусства.
Здесь и масштабные полотна, и камерные пейзажи, и этюды, редко демонстрирующиеся в выставочных пространствах. Пейзажи, виды старого Омска, групповые и индивидуальные портреты, бытовые сюжеты и даже портрет Владимира Ленина с супругой Надеждой Крупской
«Мы показываем, как вера в творца и творение мира, романтический художественный потенциал проходит красной нитью через все темы Козлова. Обратите внимание на Ленина с Крупской, это романтические образы, а не образ бронзового вождя мирового пролетариата и его жены. Художник писал культурную и художественную жизнь, важных для города людей. Это могли быть художники, врачи, актеры, ученые – все те, кто здесь и сейчас делал жизнь окружающих лучше. Таков был посыл Козлова», - говорит куратор выставки, специалист экспозиционно-выставочного отдела, философ, культуролог Вадим Савельев.
О романтизме в соцреализме куратор говорит особо и предлагает обратить внимание на советские фильмы 50-60 годов про героические подвиги или про детство. В них сильный романтический посыл первооткрывания, творения, который присущ соцреалистической культуре.
«Это одна из тех граней, которая в соцреализме всегда присутствует. Эти вещи не просто совместимы. Не могло возникнуть соцреализма, если бы до этого не было романтизма», - резюмирует Вадим Савельев.
На выставке в Центре «Эрмитаж-Сибирь» представлено около 40 живописных работ 1940-х – начала 1990-х годов из собрания музея, выполненных в разных жанрах. Романтизм в искусстве – это вера в то, что каждый акт созидания улучшает мир, вера в безграничность творческой способности человека вкупе с его бесконечным воображением. Не удивительно, что Тимофей Козлов взял на себя роль хроникера художественной жизни Омска. На его групповых портретах «Творческий отчет (групповой портрет омских художников)» (1957), «Омские художники. Групповой портрет» (1980–1982) мы видим выдающихся мастеров старшего поколения, и каждому из них автор придает выраженную индивидуальность. Среди прочих Тимофей Козлов неоднократно писал и самого себя. Во всех его автопортретах звучат самоирония и спокойное достоинство мастера.