В музее «Искусство Омска» откроется персональная выставка Геймрана Баймуханова
25 февраля 2022 года в 17:00 в Городском музее «Искусство Омска» состоится открытие персональной выставки Геймрана Баймуханова «В тени больших деревьев». В музее собрана самая масштабная в выставкографии автора экспозиция - более 300 живописных и графических работ. Отметим, что это первая персональная выставка Геймрана Баймуханова в музее «Искусство Омска».
Основу выставки составляют пейзажные работы разных лет. В залах первого этажа представлены омские пейзажи. Пространство города автор исследует с присущей ему деликатностью: центральные улицы не контрастируют с окраинами, архитектура не довлеет над человеком, из разнообразия форм рождается целостность топоса.
Экспозиция второго этажа отражает широкую географию мест, освоенных художником: есть здесь и бескрайние степи Казахстана, горные поселения Грузии и Монголии, колоритная архитектура древнерусских городов и крупных мегаполисов. Многообразие локаций, их специфика, «лицо» проявляются через уникальность природы. Деревья на картинах художника – это своеобразные маркеры, помогающие безошибочно определять изображенную местность, и трансляторы эмоциональной составляющей пейзажа.
Другая узнаваемая, но не самая очевидная черта творчества Геймрана Баймуханова - тени. Примечательно, что автор никогда не изображает солнца - но умело использует его: с одной стороны, как естественный источник света, с другой как прожектор, проявляющий тени предметного мира. Некоторые из них по габаритам могут поспорить и с деревьями, и со зданиями. А определение источника света на картинах Баймуханова - отдельная увлекательная задача.
В масштабную инсталляцию на выставке сложилась и серия из более чем ста этюдных работ, изображающих вид из окна на внутренний дворик учебного корпуса ОмГПУ. Будучи преподавателем, а с 2011 года и профессором кафедры академической живописи омского худграфа, мастер даже во время учебных занятий не оставляет практику. Выполненные в разной технике, этюды раскрывают разные настроения и состояния одного места.
Вопреки названию выставки, творчество Геймрана Баймуханова в художественной жизни Омска - значительное, совсем не теневое. За плечами множество выставок, творческих поездок, внимание и признание не только омской публики, но и соседнего Казахстана и даже китайского Харбина. При этом, придерживаясь профессионального кредо и со свойственной ему скромностью, художник сам словно уходит в тень, четко давая понять, что его искусство говорит само за себя. Это справедливо - зрителю близки чувственно-интуитивные интонации и реалистический язык живописи Баймуханова.