Художник Александр Румянцев: «Нет никаких шансов понять, как в точности отзовется среда обитания на то, что мы делаем»

16:04 22 апр 2022

dsc_1123_0.jpg

Александр Румянцев – фотограф и художник. Последнее десятилетие Румянцев увлекается натурализмом, в собственной авторской версии – новым натурализмом (предметом которого является новая природа).

Натуралисты прошлого фиксировали и описывали «вечную природу» и пытались нащупать ее «неизменные законы», новый натуралист наблюдает за новой природой, которая возникает прямо у нас на глазах, благодаря, в частности, глобальному влиянию человека на планету Земля.

В своих работах Румянцев показывает не только то «новое», что происходит с природой, но и старается переопределить/дать новое определение самой природе.

Выставка «Атлас новой природы» предлагает зрителю возможность в художественной и научной-популярной форме понаблюдать и поразмышлять над вопросами глобального будущего не только человека, но и самой природы (= жизни) на Земле.

Выставка разделена на блоки, которые, по словам художника больше являются условностью, чем строгой формулой экспозиции. Каждый блок сопровождает небольшая «пачка» вопросов.

dsc_1126_0.jpg

Александр Румянцев: На самом деле те вопросы, которые здесь сформулированы, можно задать и к другим картинкам на выставке. Всё не настолько однозначно. Я предлагаю зрителю самому подумать о том, какие взаимодействия происходят в нашем мире, что с чем связано, что на что влияет, как можно это изменить и нужно ли это менять? Эти вопросы для того, чтобы попытаться ощутить, осознать.

dsc_1212.jpg

Мы живем в очень сложном мире. Не люблю высказывание, что всё гениальное просто. Я считаю, что все гениальное очень сложно, просто наше сознание пытается всё упрощать. На мой взгляд, именно упрощение мешает нам делать правильные выводы. Мода на экологическую повестку в искусстве давно прошла. Сейчас мода на гендерное равенство, социальные практики, волонтерство и так далее. Это на мой взгляд художника, я не искусствовед. А мода на экологию ушла лет пять назад.

dsc_1163_1.jpg

Здесь нет моей эмоциональной оценки. Я не говорю, мол, вот это хорошо, а это плохо. Это просто данность. Мы здесь живем, мы часть мира, мы ничего с этим не сделаем. И когда говорят «Давайте уменьшим влияние человека на природу» - это бессмысленно, нас семь миллиардов. Даже частички кожи, которые с нас падают и которыми питаются клещи, уже изменяют мир.

dsc_1079.jpg

Человек – тоже природа. И человек использует природу – в сельском хозяйстве, пищевой промышленности. К примеру, мы ловим рыбу, уменьшаем популяцию конкретного вида. Но! В результате этого, например, у планктонов появляется шанс развиваться. Суть в том, что мы не можем предсказать реакцию на собственные действия. Взаимосвязи слишком сложны и на данный момент нет никаких шансов понять, как в точности отзовется среда обитания на то, что мы делаем.

dsc_1076.jpg

Я могу идти по делам, но есть в этот момент осознание, что я занимаются поисками. В Хельсинки я ходил целенаправленно. Там рай для натуралиста. По крайне мере, мне так показалось. Я сомневался, писать ли, в каком городе сделано фото. На самом деле разница чувствуется. В Хельсинки, например, видно, что асфальт намного лучше и флора другая.

dsc_1110_0.jpg

Мой проект с экологией в распространенном смысле не связан. Я не борюсь за сохранение окружающей среды. Для меня это борьба за сознание человека. Не за осознанность потребления, а за осознанность собственной жизни. Мы пытаемся делать какие-то вещи и думаем, что получим какой-то результат, а предсказать его не можем. Вряд ли это напрямую относится к экологии, скорее она здесь просто как пример. Можно увлечься глубоко – в мусор, грязь, вырубку деревьев, но это не то, о чем я хотел бы говорить.

 

Выставка будет работать в выставочном зале Городского музея «Искусство Омска» по адресу: ул. Партизанская, 5А литера М с 22 апреля по 8 мая 2022 года ежедневно с 10:00 до 19:00, касса – с 10:00 до 18:30, выходной – понедельник