Музей им.М.А. Врубеля предлагает отправиться в дальние странствия
Состав выставки: свыше 150 произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, редкие книжные издания, предметы археологии и быта, копии архивных документов
Участники проекта: Омский областной музей изобразительных искусств имени М. А. Врубеля, Государственный архив Российской Федерации, Центр исторического наследия и патриотического воспитания Омского института водного транспорта, частные коллекционеры
Партнеры проекта: Туристский информационный центр, Открытое акционерное общество «Российские железные дороги»
Выставка знакомит с историей, отдельными видами и популярными направлениями путешествий русского человека, практиковавшихся в XVIII − начале XXI века.
Притягательная сила путешествий состоит в неувядающей жажде людей видеть новые места и обогащать свою жизнь яркими впечатлениями. История человечества издавна связана с легендарными странствиями в неведомые земли. В Средние века путешественники собирались в дальнюю дорогу на свой страх и риск. Дорога ассоциировалась с испытаниями и невзгодами, выпадающими на долю отважных людей. Новое время стало эпохой Grand Tours. Новейшее время породило массовый туризм.
Странствия всегда имели определенные цели. Кто-то отправлялся в поездку за впечатлениями, знаниями и знакомством с новыми местами, другие полагались на оздоровительный эффект путешествий, третьи рассматривали такое времяпровождение как отдых и развлечение.
Выставка «Ветер дальних странствий» включает нескольких тематических блоков. Первый раздел «Хроники Grand Tour» рассказывает о путешествиях как важной части образования. Эта традиция зародилась в Англии в XVII веке, затем ее переняли другие европейцы. Прежде чем испытать себя на поприще профессиональной деятельности, молодые аристократы отправлялись в Grand Tour, или Grand Voyage, во время которого посещали другие европейские страны, узнавали местные традициии, осматривали галереи и церкви, заводили знакомства в среде ученых мужей и влиятельных семей. Результатом подобных путешествий становились новые знания, деловые связи, многочисленные путевые заметки, воспоминания, рассказы, отчеты, письма, дневники. Во время длительных выездов за границу нередко формировались коллекции произведений искусства. Русские аристократы часто ехали через Германию и Швейцарию в Париж и Лондон. Излюбленным местом визитов всегда оставалась Италия, а настоящим центром притяжения для путешественников в XVIII–XIX веках был Рим, колыбель европейской цивилизации. В этом разделе представлены гравюры из серии «Виды Рима» (1747–1778) Джованни Баттисты Пиранези, ведуты неизвестных венецианских художников XVIII века, произведения русских мастеров – «Остров Капри» (1857) Л. Ф. Лагорио, «Везувий» (1897) Г. П. Кондратенко, предметы античной археологии, копии дневников великого князя Константина Константиновича из собрания ГАРФ (Москва) и многое другое.
Раздел «В джунглях Африки» рассказывает об охотничьих экспедициях — сафари, получивших распространение во второй половине XIX века, в период колонизации Африки. Наибольшей популярностью сафари пользовалось у европейцев на рубеже XIX–XX веков. Одним из страстных охотников был князь Александр Константинович Горчаков (1875−1916), внук знаменитого канцлера, светлейшего князя А. М. Горчакова. Дважды, в 1909 и 1911 годах, он посетил Восточную Африку, о чем известно из его писем, а также этот факт зафиксирован на портрете кисти Н. П. Богданова-Бельского, представленном на выставке.
Часть экспозиции «Русская Ривьера» освещает историю российских курортов, расположенных на берегу моря, которые всегда были излюбленным местом отдыха. Уже во второй половине XIX века южный берег Крыма начали сравнивать с Лазурным Берегом во Франции, что нашло отражение в названии его «Русской Ривьерой». В этом разделе можно увидеть, живописные произведения И. К. Айвазовского, А. И. Мещерского, С. А. Виноградова, Н. П. Богданова-Бельского, «киммерийские акварели» М. А. Волошина и других.
Кавказ на протяжении длительного времени остается одним из излюбленных направлений для русского путешественника. Здесь удивительным образом сочетаются разнообразный растительный мир и великолепные ландшафты, быстрые реки и высокие горы, полупустыни и целебные минеральные источники. Раздел «Вдохновленные Кавказом» знакомит с произведениями русских художников П. П. Верещагина, А. А. Киселева, Я. И. Крестовского, И. Н. Занковского, Г. Ф. Ярцева, очарованных природой этого горного края и обычаями населяющих его народов.
С обаянием Средней Азии для представителей творческих профессий связан раздел «По следам Великого шелкового пути», который включает живописные работы В. И. Уфимцева, Н. А. Мамонтова, П. В. Кузнецова, В. В. Кукуйцева, декоративные композиции и керамика Юрия Магая, Рамазана Мухамеджанова, Виктора Щуркова, которые дают почувствовать неповторимый традиционный восточный колорит.
Небольшая часть экспозиции посвящена развитию массового туризма в ХХ – начале XXI века. В послевоенные годы с восстановлением экономики европейских стран путешествия приобрели массовый характер и стали частью нового стиля жизни. Подавляющее большинство международного туристского движения приходилось на Европу, где началось масштабное строительство гостиниц, отелей, разного рода заведений для отдыха и развлечений, стремительно развивалась транспортная инфраструктура. Здесь можно увидеть Берлин глазами А. Н. Либерова, Прагу – Б. Ф. Федорова, Сомюр – В. А. Тенеты и других.
Чтобы посетители полнее ощутили «Ветер дальних странствий», для них предусмотрены специальные фотозоны: вокзал, кафе, железная дорога, где можно вспомнить о своих незабываемых поездках, а также поделиться этими воспоминаниями с другими зрителями. Выставка будет интересна как детям, так и взрослым, к ней подготовлена обширная образовательная и творческая программа.
Выставка будет работать в Генерал-губернаторском дворце с 7 июля.