СТРАНА ВНЕ ПРАВИЛ

16:14 23 янв 2024

kalachinsk55.jpg

На минувших выходных Калачинский театр кукол «Сказка» имени Г.А. Пономарева представил на сцене Дома актера имени народного артиста РСФСР Н.Д. Чонишвили спектакль-шоу «Алиса в Стране чудес» (6+) и собрал два аншлаговых зала.

Для Калачинского театра кукол это смелый шаг, ведь это был первый выход работы, где всё рассчитано постановщиками по секундам, на большую площадку (сцена и зал «Сказки» значительно меньше Омского Дома актера). И калачинцы с этим испытанием справились.

Замысел этой работы родился в самом коллективе. Инициатором выступила актриса и постановщик театра Кристина Березовская, предложившая свой оригинальный сценарий известной истории. Любопытно, что творческий импульс у нее родился не от книги английского писателя, а от отечественного мультфильма. В замысле Кристины Березовской отразились наша сегодняшняя жизнь, ее проблемы и опасности, которые необходимо обсуждать с ребенком. Ее соавтором выступила главный художник «Сказки» Ирина Бочарова. Вместе они создали сценический мир, впечатляющий не только детей, но и взрослых.

Героиня спектакля  Алиса (в исполнении актрисы Екатерины Косян) – современная девочка в наряде ярких неоновых цветов. Ей скучно в нашем мире правил и законов. Она мечтает оказаться в собственном мире, где всего этого нет, а есть чепуха. И неожиданно на сцене врывается Кролик (планшетная кукла в руках и на ногах актера Михаила Будилова), и Алиса устремляется за ним и оказывается… в собственной стране, где приобретает облик куклы (в руках актрисы Ольги Чубатовой).

И здесь прежде всего нет тяготения. Калачинские кукольнкик в условиях черного кабинета показывают нам сцену даже не падения, а парения Алисы, которую сменяет танец ключей от еще неведомых дверей и самих дверей. Эти передвижения объектов в пространстве оказывают практически магнетизирующее впечатление. Все объекты очень ярких цветов.

И вот на одной из дверей появляется булочка и просит: «Съешь меня». И на глазах зрителей кукольная Алиса начинает расти над дверью в высоту, когда она выходит из-за нее, у девочки оказываются длиннющие ноги. Но если откусить от другой булочки, то длина ног сокращается. У калачинских кукольников получается менять ноги у героини совершенно незаметно для публики, поэтому выглядит это по-настоящему чудесно.

Теперь можно проникнуть за другую дверь, чтобы попасть… во тьму, в которой кажется зажигаются и двигаются какие-то галактики. Эти галактики оказываются обрамлением лепестков роз. Ведь Алиса попадает в сказочный сад растений с шипами, здесь только розы и кактусы. Волшебные цветы – это артисты в костюмах с цветочными головными узорами, работающие то сидя, то стоя.     

Здесь кактусы неожиданно начинают танцевать с лентами (из художественной гимнастики), но так как это светодиодные ленты, то вокруг цветов начинают двигаться в воздухе светящиеся змеи.

А по центру сада растет гигантский мухомор, именно от него Синяя гусеница (управляет актер Михаил Будилов) предлагает откусить Алисе кусочек, чтобы либо уменьшиться, либо увеличиться.

Когда Алиса, откусив от мухомора, вновь превращается в девочку, цветы объявляют ее уродом.

Но не надо думать, что проблема размера является для героини решенной. Потому что Чеширский кот (точнее его голова и лапы, ими управляют три артиста) оказывается гигантских размеров. И он играет с девочкой, как с мышкой. Из такой Страны чудес Алисе уже хочется вернуться в привычный домашний мир. Тем более, что в Стране чудес ей можно отправиться в гости только к Шляпнику или Мартовскому зайцу (оба – сумасшедшие). Алиса не хочет ни к одному из них, но надо же идти куда-то и к кому-то

Шляпник предстает одиноким угрюмцем (актер Михаил Будилов),  вокруг которого летают в воздухе по заведенному ритуалу чайные пары. Гостей он дразнит предложением очередной чашки чая, которую отрывает со своего костюма, но как только Алиса протягивает за ней руку, кидает ее прочь, так как вся посуда здесь грязная.

Сбежав с сумасшедшего чаепития, Алиса оказывается в царстве карт, где встречает своего жутковатого двойника – Карточную королеву (актриса Марина Добринская). Она тоже жаждет забав и увеселений, при любой ситуации кричит: «Скучно!» и топает ногами. Только это не маленькая девочка, а очень взрослая дама, поэтому ее поведение выглядит абсолютно отталкивающе. Придворный рыцарь развлекает ее жонглированием разнообразными светодиодными предметами. Но Королеве этого мало, она жаждет зрелища казни поданных. И ее жертвы буквально исчезают на глазах изумленной публики в мире цирковых иллюзий. Алиса пытается заступиться за ее подданных криками: «Это незаконно! Это против правил!». Но уже готовится казнь самой Алисы.

И только чудесное пробуждение освобождает героиню от волшебного, но жутковатого мира Страны вне правил. Зато как радуется Алиса возвращению в привычный обыденный мир, где так спокойно среди правил и законов.

В отличие от Льюиса Кэролла Кристина Березовская рассказывает абсолютно внятную и понятную историю, на которую не стоит приводить детей младше 6 лет. Потому что юных зрителей, как и Алису, ждет достаточно опасное путешествие по Стране чудес. Большую роль в создании образа этой страны играет музыкальное оформление, построенное на жестких ритмах.

В следующий раз у омичей будет возможность увидеть этот впечатляющий спектакль на сцене Дома актера 16 июня, когда также состоятся два показа.

 

Анастасия Толмачева

Фото Анны Шестаковой

    Предыдущий Следующий