В музее им. М.А. Врубеля рассказали об атрибуции картин

10:49 13 фев 2024

rslogasopsk.jpg

В Омском областном музее изобразительных искусств им. М.А Врубеля рассказали об атрибуционной деятельности на примере картины Давида Бурлюка «Портрет Аллы Васильевой».

Атрибуция произведения искусства  - это  установление авторства, места и времени создания, истории владения.

Искусствовед, кандидат исторических наук, главный хранитель русского искусства Омского музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля Ирина Григорьевна Девятьярова  считает, что пребывание Давида Бурлюка в Омске в марте 1919 года стало одной из ярких страниц в жизни нашего города. Он проводил литературные вечера-диспуты, организовал выставку. Так, журналист Виктор Уфимцев в своих воспоминаниях написал, что «с вечера Бурлюка он ушел футуристом». Благодаря Давиду Бурлюку, в 1921 году в Омске было организовано  литературное объединение «Червонная тройка».

- Для меня имя Бурлюка связано с именем литератора Федора Васильева, который писал статьи в газеты и журналы по искусству под псевдонимом «Дядя Ваня». Когда Федор Алексеевич  узнал, что в Омск приехал Давид Бурлюк, он, симпатизировавший футуризму, пригласил его к себе домой и попросил написать портреты  дочерей. И тот написал два портрета – Елены и Аллы. Где находится изображение Елены, мы не знаем. Скорее всего, в каком-нибудь частном собрании. А портрет Аллы Васильевой удалось найти.

В газете «Сибирская речь» был опубликован обзор выставки 1919 года, где было написано, что «портреты созданы смело, футуристически, но на портрете Аллы смущает  обнаженное левое плечо».

И вот эта деталь, обнаженное левое плечо, стала главной зацепкой и обоснованием для  атрибуции, которую провела искусствовед Ирина Девятьярова.

В конце 90-х в одном из журналов она увидела портрет рыжеволосой девушки с обнаженным левым плечом, и под ним стояла подпись: из собрания Смирнова. Ирина Григорьевна узнала адрес этого человека  и начала с ним переписываться. Оказалось, что картина лежит у владельца на антресолях, в выставках не участвует. После долгих уточнений и согласований, в 2020 году  Музей им. М.А. Врубеля приобрел эту картину.

- Для меня это была счастливая минута. Приобрести картину Бурлюка, написанную им во время гастролей в Омске, на которой изображена девушка, жившая здесь, это большое везение, - отмечает Ирина Девятьярова.

История имела продолжение.

О поступлении картины в Омский музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля узнала родственница Аллы Федоровны Васильевой. Она прислала много фотографий, рассказала, что Алла училась на ВХУТЕМАСе (Высшие художественные мастерские), была художницей, вышла замуж за редактора журнала «Земля и воля». В 30-е годы была репрессирована, отбывала пятилетний срок в АЛЖИРе (акмолинский лагерь жен изменников родины). Затем жила в Казахстане, занималась творческой работой: расписывала ковры, театральные декорации. Писала собственные портреты в разном возрасте,не боялась изобразить себя старухой. Многие ее работы находятся в музее города Караганды.

 Также об Алле Васильевой известно, что она была музой поэта Леонида Мартынова. Пятнадцатилетний Мартынов посвятил ей два стихотворения: «Рыжеокая белая Алла» и «Вы ни в чем никогда не каетесь».

Вот такая интересная судьба у этой женщины и ее портрета, написанного Давидом Бурлюком в 1919 году.

Кстати, в выставочном зале музея "Портрет Аллы Васильевой" висит рядом с другой работой Давида Бурлюка "Деревня весной", написанной в период с 1917 по 1919 годы. На картине изображена деревенька, расположенная под Уфой, где неподалеку, в Иглино, находилось имение жены Бурлюка. Там семья футуриста проживала до 1919 года.

alla_dom_i_devyatyarova.jpg