Летний отдых в 2025 году: трансформация и тренды
Совокупное число покупок туристических услуг в России летом 2025 года выросло на 44% по сравнению с летом прошлого года. Оборот увеличился на 32%, а средний чек снизился на 9% — сообщают* аналитики компании ЮMoney.
Туристические предпочтения россиян активно трансформируются в связи с сокращением доступных международных направлений и закономерной перегруженностью традиционных приморских локаций внутри страны. Туристы активно осваивают новые маршруты в глубинке, открывая потенциал регионов с богатым культурным и природным достоянием. Рассказываем об основных трендах.

Каждый второй россиянин был в летнем отпуске
55% россиян были в отпуске этим летом, 35% опрошенных не отдыхали, а 10% до сих пор находятся в отпуске.
При выборе направления ключевыми факторами для опрошенных стали доступная цена (50%), близость к дому (33%) и безопасность (26%).
Чаще, но экономнее
За лето бронирований групповых туров стало на 76% больше, а средний чек упал на 30%, до 14,6 тыс. рублей.
Экономия и возможности самостоятельной организации путешествия оказывают влияние и на транспорт – растет число поездок на автобусах, поездах и личном автомобиле.
Новые маршруты и старые лидеры
Лидерами по числу бронирований стали Петербург, Москва и Сочи. Также в топ-10 вошли Казань, Нижний Новгород, Калининград, Ростов-на-Дону, Краснодар, Волгоград и Екатеринбург.
Отмечается, что около 40% сибиряков предпочли отдых на Алтае, 20% — в Краснодарском крае, а 35% — в своём родном регионе.

Кстати, турпоток в Сибирь в этом году вырос на 14,5 %. Специалисты связывают это не только с работой региональных властей и бизнеса по развитию инфраструктуры, но также с продвижением новых видов туризма, в том числе гастрономического и событийного. Например, на старт Сибирского международного марафона в Омске вышли 7 тысяч бегунов из 49 регионов страны и зарубежья. В июне в Большереченском районе прошел межрегиональный гастрофестиваль «ВКУСлетье», а в августе Калачинске был установлен гастрорекорд - 3000 свадебных вареных калачей испекли в честь Дня Омской области и Дня города. В начале сентября всех желающих пригласили в уникальное село Крестики, где прошел конкурс традиционного ковроткачества и фестиваль «Летопроводец», а в конце месяца в самом сердце Омска пройдет первый гастроисторический фестиваль «Крепостные осенины».
Интеллектуальный, активный и экологичный отдых
Пляжный отдых все ещё популярен (39% опрошенных), но его уже догоняет активный туризм (25%). Например, 300 слотов на осенний геотрек «Сила Окунево» в Муромцевском районе Омской области были раскуплены в течение двух дней.

25% опрошенных предпочитают спокойный, восстанавливающий отдых: поездки в санатории, речные прогулки, отдых в малых городах и сельской местности.
Также популярны культурно-познавательные поездки (11%): россияне стали чаще посещать национальные парки, исторические усадьбы и летние фестивали. Например, омский музыкальный фестиваль «СимфоПарк» ежегодно посещают более 10000 человек, включая гостей из других регионов.
Кроме того, успеха турсезону добавляют новые промышленные маршруты. Так, в Омске летом был презентован и опробован маршрут «Сибирские тренды».

Кстати, количество покупок билетов на туристические достопримечательности, выставки и в музеи выросло в 3,5 раза по сравнению с прошлым годом*.
* Опрос проводился финтех-компанией ЮMoney и онлайн-сервисом «Суточно.ру». Аналитики изучили траты пользователей на билеты, гостиницы, туры и экскурсии с 1 июня по 31 августа 2024 и 2025 годов, а также опросили более 1 500 россиян в августе-сентябре 2025 года среди более 1500 пользователей.