Фестиваль «Молодые театры России» - как это было?

17:45 29 окт 2019

Двенадцатый международный фестиваль «Молодые театры России» на базе Пятого театра удивил – программа вышла без малого замечательной. Автор афиши – известный театральный критик и член экспертного совета Российского национального фестиваля и премии «Золотая маска» Олег Лоевский заранее предупредил успех фестиваля 2019 года, назвав сбалансированной заявленную программу. Действительно, любой зритель в зависимости от предпочтений смог выбрать для себя определённый спектакль и получить определённое удовольствие.

Первый день ознаменовался всего двумя короткими приветственными речами от губернатора Омской области Омской области Александра Буркова и художественного руководителя Пятого театра Никиты Гриншпуна. Почтенные господа поблагодарили зрителей и участников, и дали старт фестивалю.

dsc_7647_2.jpg

Хедлайнером театрального марафона стала Народная артистка РФ Лия Ахеджакова. Народная любимица исполнила главную роль в постановке «Мой внук Вениамин». Идея пригласить Ахеджакову в Омск была заранее беспроигрышной. Спектакль тоже оказался на редкость удачный. Несмотря на презираемый высокими умами жанр антрепризы, это, безусловно, не настолько легкомысленная фактура, как кажется. Спектакль пришёлся по вкусу. Ненавязчивое повествование, комедийная составляющая, душевные и даже какие-то родные персонажи, легенда российской сцены Ахеджакова. Смешную и одновременно печальную мелодраму, написанную Людмилой Улицкой в конце 80-х, замечательно воплотила на сцене Марфа Горвиц. Режиссёр и её муза трогательно обнимались на поклоне, пока зритель аплодисментами доказывал своё признание и любовь.

Также по-семейному прошёл следующий день, когда состоялся второй показ спектакля. Кроме того, с журналистами встретился Олег Лоевский. За разговором спикер заявил, что фестиваль «Молодые театры России» в скором времени изменит свой формат.

«Сейчас он объединяет труппы, театры, которые появились после 90-х годов. Но мы видим, как всего за пару лет изменился театральный мир в России. Надо находить новые повороты в этой теме. Может, даже сделать фестиваль для театров, которые появились пять лет назад и сейчас с успехом развиваются», - сказал Олег Лоевский, отметив, что это пока только задумка и к переформатированию фестиваля организаторы пока не приступали.

dsc_8420_1.jpg

А вечером омский зритель знакомился и встречал артистов театра «Парафраз» (г. Глазов). Презентовал свой спектакль «Вино из одуванчиков» и сыграл в нём главную роль Дамир Салимзянов. Трагикомическая фантазия по мотивам романа Рэя Брэдбери вошла в Long List Национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска» как один из наиболее выдающихся российских драматических спектаклей сезона 2016−2017 гг.

Режиссёр Салимзянов называет постановку «спектакль-баловень». По его словам, это близкая труппе история. Одна читка заняла четыре часа, а во время постановки каждый артист эмоционально выкладывался по полной. Получилась трогательная история, нежная и близкая каждому смотрящему. «Фишкой» спектакля стало то, что молодёжь играла стариков, и наоборот, люди, которым под 60, вышли в роли 10-летних детей. Зрителю такой эксперимент пришёлся по душе.

 

На четвёртый день омичей ждало потрясение – спектакль «Ханана» (Театр «18+» г. Ростов-на-Дону ). Спектакль выдвинут в четырех номинациях национальной театральной премии «Золотая Маска»-2019. Жанр нового спектакля авторы определяют как «русский гиньоль», то есть «театральное представление, в котором жестокость и ужас повседневности сконцентрированы до такой степени, что зрителю становится не только страшно, но и смешно».

img_9419_2.jpg

Маленькая комната, занимающая совсем небольшую часть крупной сцены Пятого театра, завешана плотной парниковой плёнкой. За ней мы видим лишь силуэты героев – сгорбленные, неуклюжие с «грацией» марионеток. Раскинутые руки, тяжелая поступь. Артисты, заходя в эту плёночную хижину, искривляют свои  тела до то ли кукольной, то ли вырезанной из дерева формы. Мужчины нарочито хрипят, женщины мучают свои голоса то фальцетом, то басом. Эдакие недочеловеки, они держат долгие паузы, растягивают слова, шепчут, безэмоционально ведают там ужасы маленькой семьи, в которой нет любви, но есть инцест, пьянство, страх, насилие и смирение. Персонажи до надрыва архитепичны. Герои пьесы — немолодая женщина Наташа по прозвищу «Ханана», ее младший сын Саша – крепкий пьющий дурак, и запуганный сыном муж Наташи Борис. Саша запоем читает книги, а если натыкается на плохую, то пьёт и бьёт без того забитых членов семьи. Саша знает древнегреческую мифологию, их отношения с матерью на неё похожи сексуальным бытом, только вот отца он не убивает.

Если бы разворачивающаяся история не была закрыта от нас плёнкой и артисты бы играли, так сказать, по Станиславскому, без гротескной составляющей, спектакль был бы невыносимо жёстким и жестоким. Выбранная режиссёром Юрием Муравицким стратегия не даёт нам возможности сочувствовать и сопереживать героям. И слава богу, мы просто безмолвные свидетели, которые заглянули в эту пучину.

Разумеется, такой величины постановка вызвала овации и бесконечное «браво», но лишь у оставшихся зрителей. Около двух десятков человек покинули зал в ходе спектакля. Но, думается, что артисты, играя «Ханану» к этому привыкли, не каждый готов провести выходной вечер в таком ключе. Тем более, когда на сцене тянется тягучее 2,5 часовое действие без антракта и с минимальным музыкальным сопровождением. За последнее, кстати, отвечал аккордеонист, который периодически, не спеша уходил со сцены и возвращался к моменту своей партии.  Аккордеон добавлял пронзительности происходящему, становясь ещё одним действующим лицом.

dsc_9013_2.jpg

В четвёртый день было весело. Театр «Поиск» из маленького города Лесосибирска обаял омского зрителя до самой приятной рефлексии этой тёплой осенью. «Мертвые души» Николая Васильевича представали пред нами в любом атмосфере, но только не в такой, какую нашёл и показал нам режиссёр Олег Липовецкий. В одночасье Гоголь стал смешным. И это пришлось по вкусу немалому количеству критиков и зрителей. Постановка «Мёртвые  души» стала хитом и совершает победное шествие по стране. Омск, к счастью, не стал исключением. Тем более, что судя по официальной группе театра в социальных сетях, гастролёров снова ждут и в северной столице, и в других городах. «Мёртвые души» - спектакль-номинант национальной театральной премии «Золотая Маска»: «Спектакль малой формы», «Работа режиссера», «Мужская роль», «Работа художника».

Казалось бы парадокс блистательности труппы, состоящей всего из десяти человек, трудящейся в городке с населением меньше 60  тыс.человек, закономерен. Талантливые артисты, верно заданный вектор развития, репертуарная удача и о «Поиске» узнала театральная Россия. В Омске Лесосибирск звучит второй раз. В прошлом году в омском ТЮЗе делал эскиз ныне уже бывший главный режиссёр «Поиска» Олег Христолюбский. Его набросок «Мой папа – птиц» мог перерасти в интереснейшую постановку. К сожалению, режиссёра снова не пригласили и немногочисленным зрителям того эскиза остаётся только надеется, что о Христолюбском Омск не забудет.

Но сегодня Лесосибирск окончательно нас покорил. На сцене всего трое прекрасных мужчин: Олег Ермолаев, Виктор Чариков, Максим Потапченко. Олег Ермолаев исполняет роль Чичикова, Чариков и Потапченко – всех остальных. Огромный труд, скрупулёзная работа. Актёры не уходят со сцены ни на секунду. Они «заперты» среди бесконечно висящих костюмов – мертвых душ. Здесь же они переодеваются, меняют образы с бешеной скоростью. А главное – ты веришь каждому «появившемуся» из ниоткуда персонажу. Замечательная работа художника по свету и прекрасно музыкальное оформление спектакля. В течение трёх часов с антрактом внимание не ослабевает ни на мгновение.

dsc_9303_5.jpg

Завершающий день фестиваля обошёлся без торжественных речей, зато с задором. На сцене прогремел «Современный концерт» (Июльансамбль. 9-я Студия МХАТ, мастерская В. Рыжакова). В этом спектакле не произносится ни одного слова, но рассказывается история всего XX века. Через музыку. Музыка против войны – так обозначают «Современный концерт» [фоторепортаж] сами создатели. Начинается эта идея с военной «Катюши» и дальше закручивается лихой водоворот любимой музыки минувших и ныне живущих поколений. Артисты драматические, но поют вживую. Ровно, чисто, не всегда мастерски, но с душой, какая была у тех самых мастодонтов джаза, рока и рок-н-ролла. Звучит The Doors, Queen, Майкл Джексон, Nirvana, Адриано Челентано, Элвис Пресли, Abba,  Виктор Цой, «АукцЫон» и так далее. Драйв быстро вошёл в зал, зрители включали фонарики на телефонах, от души подпевали артистам и пританцовывали в креслах. Завершала полуторачасовой музыкальный экстаз композиция британской певицы Адель. Изумительное исполнение поставило уверенную точку с запятой Двенадцатого международного фестиваля «Молодые театры России».

 

Отчётный фоторепортаж с фестиваля можно посмотреть здесь.

Справка: Международный фестиваль «Молодые театры России» – уникальный проект, давший старт фестивальному движению в Омском регионе. Он был учрежден в 2002 году и проводится на базе Омского государственного драматического Пятого театра один раз в два года.

 

Фото: Анна Шестакова

    Фестиваль «Молодые театры России» - как это было? | Культура

    Ошибка

    Сообщение об ошибке

    Невозможно отправить e-mail. Свяжитесь с администратором сайта, если проблема повторяется.
    На сайте произошла непредвиденная ошибка. Пожалуйста, повторите попытку позже.