Как проходит реставрация исторического здания в самом центре Омска?

18:15 18 апр 2019

Проблема сохранности памятников архитектуры регионального и федерального значения будет актуальна всегда. В Омске мы можем наблюдать как отрицательные примеры содержания памятников, так и положительные. Например, бывший первый роддом, расположенный по улице Карла Либкнехта, 4, которому очень повезло с собственником.  

Из этого места роддом №1 съехал в 2006 году, здание начало переходить из одних частных рук в другие. До 2016 года оно сменило семь владельцев. Каждый из них, осознав весь фронт работ, которые необходимо проделать для соблюдения охранного обязательства, избавлялся от здания, пока в 2016 году его не приобрел частный предприниматель Максим Костюк. На данный момент здесь идёт уже последний этап реставрации, которую планируется завершить в августе.  

dsc_7875_0.jpg

С журналистами сегодня встретился представитель собственника Богдан Костюк, который рассказал историю здания, и какие работы в нём были произведены. Любую книжку встречают по обёртке, поэтому и началась экскурсия с фасада здания. Заметим сразу, что после постройки  здание не реставрировалось ни разу. Общая площадь работ составляет 1450 квадратных метров.  

  

Обложка здания 

dsc_7666.jpg 

Проблемы фасада заключались в патине [налет на металлических или деревянных поверхностях], образовавшейся здесь в течение ста лет. Чтобы от неё избавиться, впервые в Омске применили технологию мягкого бластинга.  

«В этом помогла компания, являющаяся нашим генподрядчиком. Они приобрели специальное оборудование для очистки здания, чтобы оно приобрело первоначальный вид, который закладывал архитектор Андрей Крячков при постройке этого здания», - пояснил Богдан Костюк. 

Второй немаловажный момент – это лепнина, декоративные элементы. Потери составляли около 90%.  

«Большую благодарность хотелось бы выразить известному омскому скульптору Кудрявцеву Анатолию Леонидовичу, его мастерской, его коллегам, которые полностью воссоздали весь декор – сняли с сохранившихся элементов слепки и уже по этим слепкам отлили  недостающие элементы», - Богдан Костюк. 

На фасаде крупными буквами написано «Товарищество Тверской мануфактуры». Именно эта организация возвела здание в 1913 году.  

dsc_7864_0.jpg 

Началось всё в декабре 1912 года, когда из Москвы приехал представитель Товарищества Тверской мануфактуры, которая занималась текстильной промышленностью,  и захотел купить здесь участок земли для открытия представительства. Омский городской совет выдвинул цену в 130 рублей за квадратную сажень. На землю претендовало три кандидата: соседствующая компания и сибирский банк. В итоге землю отписали Товариществу.  Через год, 15 января 1913 года, постройка здания была закончена, и состоялось официальное открытие представительства мануфактуры. Строителям хватило всего год, чтобы возвести крепкое здание, которому даже через век не нужна реконструкция.  

Над надписью «Товарищество Тверской мануфактуры» раньше возвышался двуглавый орёл.  

«Почему на вывеске были расположены двуглавые орлы? Потому что мануфактура являлась официальным постановщиком императорского двора. В то время орлы – это было высшее признание и престиж фирмы», - говорит Богдан Костюк. 

Об орле узнали по старым фотографиям. Дело в том, что Андрей Крячков – очень известный архитектор, и в Новосибирском музее есть посвящённый ему раздел. Богдан Костюк специально съездил туда и сделал ксерокопии фотографий с изображением омского здания. Лепнину в виде орла будут помещать над надписью заново, а пока пробные "птицы" лежат в одном из помещений. 

dsc_7844_0.jpg

По сути, Тверская мануфактура просуществовала в своём доме всего 2-3 года. Потом грянула революция, орлов убрали, вывеску демонтировали, и здание стало менять собственников. Во время Гражданской войны здесь располагался военный госпиталь. Потом было общежитие, картографическая печать, и по слухам даже баня. Многострадальное здание постоянно перекраивалось, собственники его не жалели. 

 

За фасадом 

Сегодня, помимо реставрации фасадов и внутренней отделки, проведена большая работа по восстановлению всех коммуникаций, заменены водоснабжение, теплоснабжение, электрические сети, смонтирован в подвале автоматический тепловой узел. Здание помимо того, что выглядит подобающе, соответствует всем техническим нормам.  

Во дворе остаётся завершить покраску фасадов. А основной фишкой двора будет брусчатка, выложенная из карельского габбро-диабаза, привезённого специально из Карелии. Двор будет полностью выложен этим камнем.  

dsc_7863_1.jpg

Мы проходим в часть литеры 1, здесь нас встречает столетняя кованая лестница. Собственники подозревают, что её выковал в своё время Карл Васильевич Куликов – очень известный в начале 20 века омский кузнец. Вся ковка на улице Ленина произведена этим мастером. На каждом изделии он ставил своё клеймо. По почерку похоже, что Куликов был автором и лестницы. Но клейма не нашли, поэтому такой  вариант остаётся лишь предположением.  

«Всё, что можно было сохранить, мы сохранили. Недостающие элементы на площадке мы восстанавливаем в соответствии с рисунком. Над лестницей работают омские кузнецы», - Богдан Костюк. 

dsc_7806_0.jpg

Поднимаемся на второй этаж. Здесь огромное пространство, посреди которого ровным рядом выстроились колонны. Богдан Костюк рассказал, как снимался пол этого этажа.  

«Мы сняли все слои, их доходило до пяти. Здесь был и линолеум, и фанера, и доска. На финишном слое находился царский дубовый паркет. Большая часть, к сожалению, в непригодном состоянии. Но то, что можно было спасти, мы бережно демонтировали и увезли в сухое помещение. В дальнейшем планируем использовать этот паркет в локальном помещении данного объекта», - Богдан Костюк. 

Крыша, по словам «экскурсовода», была в ужасном состоянии. К примеру, в крайнем правом углу помещения был один из смотровых кабинетов роддома, которой полностью зарос грибами, от пола до потолка. На крыше проросло два дерева, их тоже пришлось убирать.  

dsc_7781_0.jpg 

Весь второй этаж был разгорожен на маленькие кабинеты, разделённые перегородками. Весь новодел снесли. По подсчетам, строительный мусор увозили более 500 КамАЗов. Сейчас Богдан Костюк высказывает пожелание, чтобы будущий арендатор сохранил концепцию и не возводил новых перегородок.  

«По описаниям внутренняя планировка была именно такая. Конструктивный модерн, колоннада без лишних комнат и помещений, открытое большое пространство. Здесь, на втором этаже были выставочные залы, где мануфактура презентовала для своих клиентов образцы своих изделий», - Богдан Костюк. 

  

Окно в полтонны и тайный подвал

В этой части здания на первом этаже семь окон, на втором – пять. Все окна сумели поставить всего за два дня. А ведь их вес доходит до 550 кг.  Теперь окна, которые на первом этаже, это самые большие двухкамерные окна в городе Омске. 

«На фотографиях 1914 года стояли окна витринного типа без перемычек и без перегородок. Вызовом для нас было воссоздать эти окна», - Богдан Костюк. 

На этом экскурсия в этой части здания заканчивается, и мы через небольшое светлое помещение переходим в другую часть – литеру 2. Здесь нас ждут кирпичные стены с огромным количеством естественного света. Молодёжь бы сразу окрестила помещение лофтом.  

dsc_7833_1.jpg

Тем временем Богдан Костюк рассказывает нам про подвал, который обнаружили только после покупки здания.  

«В процессе демонтажа пола одного из кабинетов под несколькими слоями мы нашли подвал. Выяснилось, что он использовался как котельная [на углЕ], благодаря которой обогревалось всё здание. Мы подвал отреставрировали и расположили там тепловой узел» - Богдан Костюк. 

В отличие от литеры 1 здесь потолки кирпичные. Полностью кирпичная кладка. По центру стояла кирпичная вертикальная стена, в процессе демонтажа которой рабочие наткнулись на прекрасные колонны из чугуна.  

dsc_7855_0.jpg

Кладку, как и фасад, чистили с помощью технологии мягкого бластинга. А вот добавить естественный свет в помещение – это уже идея собственника.  

«На планах окон не было вообще, и назначение этого помещения числилось как склад. Здесь, скорее всего, хранили готовую продукцию. Неизвестно когда вырезали окна, но они были  разного размера и разных уровней. Мы решили окна не закладывать, а придать им правильную форму» - Богдан Костюк. 

  

Послесловие  

Представитель подрядчика Богдан Костюк:  

Что касается аренды здания, мы открыты для любых предложений. Но нужно понимать, что это памятник архитектуры, и мы находимся в рамках, которые нам выставило Министерство культуры Омской области. Но всё обсуждаемо. Уже сейчас мы готовы обсуждать потенциальные проекты. 

 

Архитектор Денис Бурых:   

Работа предстояла большая. Провели обмерочные работы, выполнили обследование здания – визуальное, инструментальное. Выставили инженерно-геодезические маяки. Была проведена оценка технического состояния, выявлена конструктивная система здания. После этого мы выполнили ряд аварийных и контраварийных мероприятий по восстановлению крыши, демонтажу перегородок, ликвидации стен. Выявили колонны, провели проектные работы, прошли экспертизу. Получили положительное заключение, приступили к основным работам.  

В результате основных работ была выполнена дефектовка фасада – порядка 40% декора было утеряно, сейчас он практически восстановлен. Были полностью реставрирован и оштукатурен внутренний фасад. Кроме того, во время советского периода арки были заложены и сделаны квадратные окна, мы восстановили архитектуру здания.  

dsc_7830.jpg

Автор: Ирина Чернышева. Фото: Анна Шестакова.