«Кот и Мурлик», или как два человека находят друг друга

16:11 05 авг 2022

zql_3773e.jpg

Омский театр куклы, актера, маски «Арлекин» традиционно закончил свой театральный сезон интересной премьерой. В прошлом году в разгар июля зрителей удивляли заснеженной сказкой и настоящим снегом в реквизиторской сумке главного героя в спектакле «Снеговик-почтовик». В этом году зрителям показали трогательную историю о дружбе, любви и таких простых чудесах вокруг нас. Спектакль «Кот и Мурлик» займет достойное место в репертуаре театра.

У премьеры есть своя предыстория. Мини-версию спектакля актриса «Арлекина» Наталья Войдак поставила ещё в начале сезона в рамках театральной лаборатории «Inside/Изнутри». Постановочный эскиз получил высокую оценку экспертов лаборатории, и лирическую историю Кота и Мурлика решено было представить зрителям в качестве полноценного спектакля. Литературной основой для постановки стала одноимённая книга известного писателя и сценариста Юрия Бурносова и его жены, художницы Татьяны Глущенко.

Для художественного решения спектакля пригласили известного омского театрального художника Сергея Федоричева. Мастеру предстояла сложная задача, ведь на эскизе уже была представлена основная часть сценографии – ящик-домик для кота, вокруг которого идет действие, и образы главных героев. «Черновой» вариант постановки оказался настолько хорош, что его было решено не менять. Сергей Федоричев со всей деликатностью, не игнорируя первоначальных задумок режиссера, лишь обогатил сцену, добавив механизмы для тех самых простых чудес и усовершенствовав костюмы персонажей.

На сцене двое – мурлик по имени Фирс и кот. Фирс доверительно и робко поясняет, что у каждого мурлика должен быть свой кот, и предлагает второму герою стать его котом. И тот вроде согласен попробовать, но действует своенравно, очень осторожно впуская Фирса в свою жизнь. Оба персонажа одинокие и будто кем-то брошенные, потому что мурлик не может улыбаться, а кот разучился мурчать. Как и положено в хорошей сказке, благодаря заботе друг друга герои обретают мирную счастливую жизнь вместе.

zql_3454e.jpg

И всё это на фоне очень простых радостей – поплавать на лодке, потанцевать под дождем, встретить рассвет, поиграть и, конечно, поговорить. Так, в ходе начинающейся дружбы кот начинает беречь страхи мурлика, а мурлик в свою очередь понимает, что его могут любить – просто так, ни за что. Эта мысль изящно подается зрителю. И тут стоит заметить, что, несмотря на возрастной рейтинг в 6+, спектакль вовсе не выглядит детским. Простым языком,  трогательно и проникновенно, персонажи ведают о страхах и одиночестве людей, которые не верят, что их можно любить и ценить. Детей, скорее, заинтересуют «фишечки», придуманные режиссером и художником. Совершенно неожиданно в распахнутом плаще Фирса вдруг появляется луна. В другой мизансцене зонтиком создается игра света и тени в полумраке зрительского зала. Или в очень волнительный момент, когда герои чуть не потеряли друг друга, нам показывают ужасы подводного мира с помощью черного плотного полиэтилена. Или когда капли дождя попадают и на зрителя тоже, вызывая ощущение сопричастности. Все это чрезвычайно завораживает и ребенка, и взрослого.

Ещё одним интересным элементом сценографии становится бревно, по которому плывут бумажный кораблик, потерявшаяся калоша и даже облачка. Да и в целом, несмотря на лаконичность пространства, на сцене постоянно что-то движется, сияет, живет. Авторы постановки наполнили сцену маленькими бытовыми чудесами, тем не менее, сосредоточившись на взаимоотношениях персонажей. Визуальные находки только дополняют историю, ни в коем случае не перетягивая на себя лишнего внимания. Даже когда на сцене появляются куклы, которые отнюдь не театральные, артисты не переносят на них себя. Это просто игрушки, которые Сергей Федоричев прописал в эскизе, а Наталья Войдак решила добавить. То же самое произошло с корабликом, силуэт которого художник добавил на картинку и который тоже решено было оставить. Так театр кукол стал театром предмета – на это работает и тот самый полиэтилен, и те самые игрушки, ящик кота, лампы, веревки и даже ботинки. Будто два человека или два котика просто играют с предметами, суетясь в своем уютном мирке, пока их никто не видит.

zql_3646e.jpg

В спектакле два состава. Первый – заслуженный артист РФ Дмитрий Войдак (он же автор инсценировки) и Ирина Сергеева. Можно назвать этот состав основным, потому что именно на этих артистов ставился лабораторный эскиз. Вторую пару составили Данил Чернов и Марина Солдатова, благодаря которым зритель теперь может посмотреть абсолютно другой спектакль. 

«У Димы с Ирой больше эксцентрики, а у Данила с Мариной – психологических ниточек. И получилось, что у первой пары история дружбы, у второй – больше история любви. Мне все говорили, что  Данил не влезет в ящик, он же крупный мужчина. Но Данил поместился, и когда он впервые вышел из ящика, у меня просто был шок! Такой великан, такая махина, такая брутальность и мужская крутая харизма. А когда они в прятки играют, он такой большой, бежит на носочках, на этих лапках, это просто что-то с чем-то», - восхищается режиссер своими артистами.

zql_3540e.jpg

на фото: в роли кота Дмитрий Войдак

Огромную работу проделал и художник по свету Андрей Зозуля. На сцене все происходит очень легко – мы забываем о том, что работает аппаратура и софиты. Создается ощущение, что свет появляется сам по себе – вот рассвет, вот наступила ночь. Но свет не яркий, а камерный, теплый. И потрясающе в этой атмосфере звучит музыка аргентинского композитора Rodrigo Leao. Не в первый раз «Арлекин» обращается к творчеству этого автора. Его музыка звучала в спектакле «Падал разноцветный снег»  в постановке Алексея Смирнова. И Наталья Войдак была так ей очарована, что теперь Rodrigo Leao появился и в её спектакле. Оказалось, что мелодии аргентинского композитора превосходно сочетаются со звуками моря и дождя.

Спектакль «Кот и мурлик» получился одновременно фестивальным и для массового зрителя. Благодаря трюкам – для детей, благодаря тексту  – для взрослых. У Натальи Войдак получилось создать трогательную, важную и очень красивую историю, которая не забывается на выходе из театра. А благодаря художникам-постановщикам, артистам и всем, кто работал над спектаклем, завоевать получится зрителя любого возраста и настроения.

zql_3676e.jpg

Фото: Никита Кудрявцев