V Всероссийский театральный фестиваль «Сотоварищи»: как это было?

21:59 25 сен 2022

waoazvaaeoi.jpg

С 20 по 25 сентября 2022 года в Таре прошел V Всероссийский театральный фестиваль «Сотоварищи». В этом году он был посвящен памяти Народного артиста СССР М. А. Ульянова и празднованию 20-летия со дня основания Северного драматического театра имени М. А. Ульянова.

Последний раз фестиваль проводился в 2019 году. И вот, наконец, снова в Тару приехали театры со всей России, чтобы показать постановки, объединенные темой «Сотоварищей» этого года – «Молодое поколение. От классики до современности». В этом году экспертами выступили: театровед и театральный критик Александр Вислов, кандидат искусствоведения, театральный критик, декан РГИСИ Евгения Тропп и кандидат искусствоведения, театральный критик, профессор СПбГАТИ Надежда Таршис.

4csby_kuj6m.jpg

Всего зритель увидел одиннадцать спектаклей. Фестиваль открыл Северный драматический театр постановкой главного режиссера Константина Рехтина – «Наказание. Эпилог» по произведениям Федора Достоевского. И, словно, закольцовывая марафон спектаклей, последним выступил Московский драматический театр с постановкой «Раскольников. Между Тьмой и Светом» также по мотивам романа «Преступление и наказание». А вот между стартом и финалом у зрителей была масса возможностей познакомиться с новыми именами, новыми режиссерами и жанрами.

Например, неожиданно увидеть постановку по повести советского писателя Константина Сергиенко «До свидания, овраг». Тобольский драматический театр представил свой спектакли «Собаки» по этой повести. Или кто-то познакомился с современным драматургом Екатериной Гузема и её работой «Мальчик мой». Эта пьеса совсем недавно вошла в репертуар Северной драмы. Она была выбрана победителем во II Международном конкурсе-лаборатории современной драматургии «Своя территория» (Тара). Константин Рехтин поставил фестивальную вещь по этой пьесе, которая уже успела побывать на гастролях в Омске.

kpedjcmtyfq.jpg

Челябинский государственный «Молодежный театр» также знакомил местного зрителя с современным драматургом – Игорем Витренко. Его пьеса «Я танцую как дебил» уже заворожила российские подмостки, и теперь его увидел тарский зритель. В  спектакле использовалось современное танцевальное направление Vogue, которое тоже не является частым явлением на сцене.

Испытанием для зрителей старой закалки стала постановка «Случай в лесу» - единственный с возрастным рейтингом 18+. Красноярский театр современной драмы «Вспышка» смутил зрителей ненормативной драмой по пьесе братьев Перепалец. «На самом деле, по началу это все очень смешно, похоже на добротный и жесткий в своей откровенности стенд-ап. Узнаваемые ситуации о взрослении в русской глубинке. Яркий и одновременно наивный герой Костя живет в нулевых, в Барнауле»,- гласил анонс постановки.

Омский ТЮЗ привез на фестиваль жемчужину прошлого сезона – спектакль «Дорогая Елена Сергеевна» по пьесе Людмилы Разумовской. Постановка приглашенного режиссера Владимира Вобликова произвела нужный эффект – зритель не отпускал артистов со сцены. Сложная история о конфликте поколений, когда молодой человек преступает некую грань, за которой нет права на оправдания была встречена очень горячо. Напомним, про этот спектакль мы писали ранее.

Для многих незнакомой формой стал ландшафтный спектакль  «Горнозаводская цивилизация». Имена создателей постановки омскому зрителю хорошо знакомы. Пьесу написала омский драматург, создатель ЦСД-Омск Светлана Баженова по роману Алексея Иванова. А режиссером выступил мастер в жанре променад Радион Букаев, который также работал в Омске. В спектакле «Горнозаводская цивилизация» зритель приходил на площадку дома-музея Михаила Ульянова, и здесь его встречал эдакий блошиный рынок. Герои постановки рассказывали зрителям об уральских сокровищах, вынуждая купить то картину, то кирпич с завода, то даже святую землю. Наконец, когда зрители заняли свои места, герои перестали играть в ярмарку и принялись между собой отчаянно рассуждать на тему умирающих мануфактур, которые сменили безжизненные корпорации.

6wxdxdpeabo.jpg

Ещё один омский гость – Евгений Сизов, который приехал на фестиваль с моноспектаклем «Мой дедушка был вишней». И хотя Сизов служит уже в Омском ТЮЗе, но на фестивале он выступал от театра «Студия» им. Любови Ермолаевой. Повесть «Мой дедушка был вишней» Анджелы Нанетти российский театр любит. Но в Омске это была первая постановка по этому материалу. Это теплая и немного грустная история большой итальянской семьи и вишневого дерева с именем Феличе, рассказанная от лица маленького Тонино. Евгений Сизов замечательно сыграл ребенка, который признается в любви своему дедушке. Режиссерская работа Алены Устиновой тронула зрителей, и спектакль оказался с приятным послевкусием.

Ещё один известный и любимыми театрами материал – легенду о пианисте «Новеченто» (1900) привез Тюменский драматический театр, давний друг Омска. На сцену вышел актер Сергей Осинцев, он же директор театра. Осинцев – явление редкое. Будучи руководителем крупного учреждения, он ещё и регулярно выходит на сцену, пусть и не так часто, как требует актерская натура. Редко, но метко, как говорится. Зритель «Сотоварищей» горячо принял спектакль.

l2uwa6af0ym.jpg

В последний день фестиваля случилось две постановки. Первая – снова из Омска. На камерную сцену вышла актриса ТЮЗа Таисия Галочкина, представляя Центр современного искусства «Огненный дракон», ОДЭ-театр. В Тару актриса со своим режиссером – Русланом Шапориным – привезла спектакль «Тело, которое говорит». Это постановка по пьесе начинающего драматурга Джойя Баттиста. У постановки есть интересная предыстория. Сама Баттиста отправила свой материал Олегу Теплоухову – переводчику и актеру Омского академического театра драмы. Теплоухов сделал перевод, очевидно, единственный в нашей стране и передал его Шапорину для постановки дипломного спектакля Таисии Галочкиной. Актриса рассказала о семейном насилии, которое приводит к трагическому завершению.

Ну и как было сказано выше, финальную точку поставил Московский Драматический Театр имени Сергея Есенина, который показал спектакль «Раскольников. Между Тьмой и Светом». Центром повествования стали три персонажа из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»: Родион Раскольников, Соня Мармеладова и Аркадий Свидригайлов — три грешника, переступившие черту.

uuicmdql_cu.jpg

В завершение фестиваля прошла церемония награждения, и не одного. Так директор театра Анджей Неупокоев с удовольствием наградил пригласительными на все премьеры постоянных зрителей фестиваля, которые приходили на каждый показ «Сотоварищей» –  всего пять человек, а одна из зрительниц приехала даже из Омска, чтобы увидеть все постановки. Также министр культуры Омской области Юрий Трофимов вручил именные Благодарственные письма работникам театра, а также объявил, что следующий фестиваль «Сотоварищи» пройдет в юбилейном для Тары 2024 году.

Ну и, наконец, были объявлены победители основного конкурса.

 В этом году лауреатами V Всероссийского театрального фестиваля «Сотоварищи» стали:

Приз зрительских симпатий:

Спектакль «Дорогая Елена Сергеевна» (Омский ТЮЗ);

Спектакль «Мой дедушка был вишней» (Театр «Студия» Любови Ермолаевой, Омск).

Специальные призы жюри:

Артисты спектакля «Я танцую как дебил» (Челябинский государственный «Молодежный театр»)

Актер спектакля «Мальчик мой» (Северный драматический театр имени М. А. Ульянова, Тара)

Лучшая сценография и костюмы:

Спектакль «Я танцую как дебил» (Челябинский государственный «Молодежный театр»). Варвара Иваник - художник-постановщик, Асель Куан - художник по костюмам

Лучшее музыкальное оформление:

Спектакль «Новеченто» (Тюменский Большой Драматический Театр). Композитор - Фаустас Латенас

Лучшая женская роль

Наталья Пономарева, спектакль «Собаки» (Тобольский драматический театр имени П. П. Ершова)

Лучшая мужская роль

Сергей Осинцев, спектакль «Новеченто» (Тюменский Большой Драматический Театр)

Лучший актерский ансамбль

Артисты спектакля «Дорогая Елена Сергеевна» (Омский ТЮЗ)

Лучшая режиссерская работа

Радион Букаев, спектакль «Горнозаводская цивилизация» (Молодежный театр «Доминанта», г. Губаха, Пермский край)

Лучший моноспектакль

Спектакль «Случай в лесу» (Красноярский театр современной драмы «Вспышка»)

Лучший спектакль большой формы

Спектакль «Наказание. Эпилог» (Северный драматический театр имени М. А. Ульянова, г. Тара)

o9ltqj3ao-a.jpg

«Завершается фестиваль в самом древнем, самом душевном городе Сибири – Таре. Огромная благодарность членам жюри, организаторам фестиваля и самому крутому театру – Северному драматическому», - объявил со сцены министр культуры Юрий Трофимов.

В этом году фестиваль совпал с 20-летием Северного драматического театра. Северный драматический театр открылся 19 ноября 2002 года премьерой лирического спектакля «Анна Снегина» по произведениям Сергея Есенина в режиссуре Константина Рехтина. Временной сценической площадкой театра стала сцена городского Дома культуры. 13 января 2006 года состоялось торжественное открытие нового здания театра. Позже, 10 августа 2007 года Омскому государственному Северному драматическому театру было присвоено имя земляка, Народного артиста СССР Михаила Александровича Ульянова.