77 дней в самоизоляции – что творили омские художники?
В середине июня Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля пригласил художников разных жанров и рангов принять участие в создании выставки «77 дней» (именно столько длилась самоизоляция). Работы, отобранные членами экспозиционно-выставочного совета Музея имени М. А. Врубеля, вошли в экспозицию одноименной выставки. Экспозиция уже разместилась в Генерал-губернаторском дворце и теперь ждёт снятия всех ограничений, чтобы зритель смог увидеть творчество омских мастеров.
«77 дней» – это выставка-исследование, выставка-высказывание, выставка – культурный срез, подводящий предварительные итоги новой реальности, выставка нестандартная, далекая от академических канонов, пестрая и немного несуразная, как наша жизнь. Но самое главное, что для многих эти 77 дней стали некой стартовой площадкой, временем переосмысления и, в конечном итоге, – возвращением к себе настоящему», - гласит анонс выставки.
Музейными экспертами было отобрано 42 участника – свыше 60 работ: живопись, графика, фотография, digital-art, предметы декоративно-прикладного искусства.
Как рассказала куратор выставки – заместитель директора по научной деятельности Симонова Ирина, экспозиция собиралась около двух недель. Критерий отбора один – чтобы работа была написана в период самоизоляции, за 77 дней.
Большинство произведений сопровождены авторским текстом, содержащим ответ на вопрос, чем стала самоизоляция для каждого из художников, что изменилось в их отношении к жизни и творчеству. Текст оформлен в виде объявления с контактами художников.
Эти объявления – высказывания художников, их чувства, их мысли, что они переживали за этот период, чем стала изоляция для каждого из них. Некоторые художники как работали, так и продолжали работать. Кто-то писал, что самоизоляция далась тяжело, что это состояние несвободы. А кто-то, наоборот, пережил легко. Например художница Зоя Минеева, её чайный сервиз стоит на нашем рояле. Художница была за городом со всей семьёй и расцветающая природа, лес, бор – для неё это был период творческого взлёта.
Почему вместо привычных стендов вы видим конструкции из обычных коробок?
Это решение, дизайнерский ход. Чтобы придать экспозиции легкость, и чтобы создать атмосферу творческого подъезда в Питере. Где может проходить выставка, когда все сидят дома? Максимум в подъезде (смеётся), это единственное общественное пространство. Вот мы и решили немножечко похулиганить.
Я так понимаю, центром экспозиции стала работа Ивана Предита «Молчание в тряпочку»?
Я бы не сказала, что это центр экспозиции, просто работа самая большая по формату. Кроме того, это попытка переноса графики в музейное пространство, тоже наш эксперимент. Здесь присутствуют работы самых разных авторов – от членов Союза художников до представителей андеграунда. И есть люди, которые впервые себя попробовали в роли художника в этот период самоизоляции. И так как у них получились удачные вещи, то мы тоже включили их в экспозицию. А сам младшему участнику этой выставки всего восемь лет, мальчик прислал две работы, и они тоже вошли в экспозицию. Он тоже написал объявление-комментарий «Целый день хорошо сидится дома, время свободное, чем-то можно заняться. Никуда далеко не нужно идти, камеру через современные технологии включил, и можно пообщаться или изучить новые материалы, не подхватив болячку». Устами младенца, как говорится...
Я вижу работы только двух фотографов, верно?
Да, три работы Олега Деркунского в технике гумимасляной печати. Сами снимки были сделаны до изоляции, во время путешествия по Македонии, а оттиски, которые возможно положат начало новой серии, сделаны сейчас. И работы Александра Румянцева – у него очень интересная техника – сканограмма. Художник он решил проводить эксперименты со временем, и заснял движущиеся предметы во время сканирования.
Как возникла идея сделать выставку, которую зрители, к сожалению, пока не могут увидеть?
Мы, конечно, надеялись, что к тому времени, как мы эту выставку сделаем, музей уже будет открыт для посетителей, но пока этот момент откладывается на неопределенный срок. Но мы решили не затягивать общение с творчеством и сделали открытие в онлайн-формате. Но когда музей откроется, эта выставка проработает вживую минимум месяц.