Анатолий Коненко смастерил лукошко из бересты диаметром менее одного сантиметра
Известный омский художник-микроминиатюрист Анатолий Коненко сплёл из бересты корзину диаметром всего восемь миллиметров. Мастер собирается подавать заявку в Книгу рекордов России, чтобы признать изделие самой маленькой корзиной в мире, созданной из природного материала.
Как оказалось, идея сплести лукошко из натуральных материалов у микроминиатюриста появилась давно. Анатолий Коненко пробовал работать со стеблями разных растений, но они не проявляли необходимую гибкость. Работа велась несколько лет, художник остановился на бересте. С ней мастер работает давно - большинство микрокниг автора имеют берестяную обложку. Кроме того, ей присущи некоторые уникальные свойства, которыми не обладают другие природные материалы, например, она обладает бактерицидными свойствами и прекрасно впитывает влагу - соль и сахар, которые хранятся в берестяных ёмкостях, всегда остаются сухими и не сваливаются в комочки.
Теперь в планах у мастера подобрать микрокорзинке хозяйку. Скорее всего, это будет пчела, бабочка или стрекоза.
Анатолий Иванович Коненко, «Сибирский Левша» с 1981 года первым в Сибири начал заниматься искусством микроминиатюры. За короткий период изобрел и освоил технологии письма на рисовых, маковых зернышках, затем – и человеческом волосе. Отсутствие методических разработок потребовало от мастера поисков новых технологий и изобретения уникальных микроинструментов. В дальнейшем этот опыт пригодился для изготовления, заточки и ремонта специализированного инструмента для офтальмологии.
Новое направление в искусстве потребовало радикально иного подхода к созданию, дизайну и подаче микрокомпозиций. Для их осмотра необходима оптика. А. Коненко многие свои работы представляет в масштабном сравнении с насекомыми, зернышками или волосинкам, что позволяет выигрышно выявить уникальность каждой работы. Скрипка в лапках кузнечика воссоздает известный поэтический образ, подковки на лапках блохи позволяют воображению оживить сцену лесковского Левши, караван верблюдов в ушке иголки представляет библейские строки на уровне невозможного. Это искусство позволяет продемонстрировать беспредельные возможности рук и фантазии человека через творчество.
Создав целое направление в искусстве – микроискусство – А. Коненко постоянно находится в творческом поиске. Его работы выполнены в разных техниках и видах искусства: живописи, графике, скульптуре, резьбе по кости и косточкам плодовых деревьев, макетировании, ювелирном искусстве, токарном направлении, вышивке, вязании, фриволите, пэчворке, миникниге. В планах – издание книги, где будут раскрыты тайны микроискусства с описанием технологий.
Состоялось около 60 персональных выставок А. Коненко в различных городах нашей страны, а также в Китае, Германии, Франции, Чехии, Испании, Японии, США. Его работы находятся во многих музеях мира, частных коллекциях, библиотеках. Микрокомпозиции А. Коненко есть и в частных коллекциях российского, корейского, белорусского, чешского, словацкого президентов.
Одним из направлений, где А. Коненко проявил себя наиболее широко, является миниатюрная книга. С 1994 года вышло в свет около 200 таких изданий (тиражом не более 30–99 экз. каждая), из них 35 миникниг и 14 микрокниг А.С. Пушкина. За эту работу в 1997 году он стал Почетным членом Всемирного Пушкинского Клуба в Нью-Йорке (Почетными членами этого клуба от России являются Е. Евтушенко, Б. Ахмадулина). В 1999 г. А. Коненко вручена Юбилейная медаль клуба. Каждая книга является произведением прикладного искусства. Фотографии микроработ для выставок и каталогов также выполняет сам мастер. В 1997 году, используя свои умения в области микроискусства, А. Коненко удалось издать тиражную СУПЕРмикрокнигу А. Чехова «Хамелеон» размером 0,9x0,9 мм. В 2002 году она была занесена в «Книгу рекордов Гиннеса».