От передвижников к художникам революции
В музее имени Врубеля прошла первая встреча с искусствоведом, автором книг и статей по советскому и современному искусству Надеждой Плунгян (Москва). Мероприятие стало частью масштабного выставочного проекта «Дорогие товарищи женщины! Образы советской эпохи» (экспозиция открылась 25 июня и завершит свою работу 5 октября).
«За время своей работы эта выставка стала по-настоящему народной, любимой. Поэтому мы просто не могли не пригласить соавтора экспозиции, искусствоведа, педагога, автора книг и статей по советскому искусству, замечательного исследователя Надежду Владимировну Плугян. Именно ее книга помогла нам организовать экспозицию „Дорогие товарищи женщины...“», — рассказала куратор выставки Юлия Лопаткина.

Книга «Рождение советской женщины» (издательство «Гараж») действительно стала методологическим мостом для омской выставки. Интересно, что тема, заявленная автором в 2019 году, в то время была объявлена неактуальной, потому что «о советском искусстве нельзя говорить с точки зрения гендера». Спустя шесть лет многое поменялось: за это время Надежда Плунгян в соавторстве с искусствоведом Ксенией Гусевой выпустила еще одну книгу «Москвичка» и организовала экспозицию советского искусства.
Омичам Плунгян презентовала лекцию «„Новая женщина“ 1920–1930-х годов: от передвижников к художникам революции» — о работе самой влиятельной группы в советском искусстве — Ассоциации художников революции, которая стала основой единого Союза художников СССР.
«Это самая конъюнктурная группа в советском искусстве, которая считалась символом всего консервативного, неопередвижническая, очень крупная, максимально колоссальная по объему и количеству филиалов в стране», — рассказала Надежда Плунгян.
Именно художники АХР отстаивали историко-революционную картину в России и закладывали фундамент официального искусства того времени — социалистического реализма.

«Феномен вот в чем: есть два крупных поколения в искусстве. Первый — это символисты, те же Малевич, Петров-Водкин, то есть группа, которая формировалась в 70–80-е годы, — рассказала Надежда Плунгян. — Они сформировали крупные школы, составляющие ВХУТЕМАС, в которых учились их „поколенческие дети“ — художники, родившиеся в 1900–1910 годах. Но между этими двумя есть еще одно поколение, о котором не говорят. Оно более репрессированное, условно поколение Булгакова и Маяковского, те, кто не революцию видел главным событием своей жизни, а первую мировую войну. Многие из них были ее участниками. Так вот их взгляд на ХХ век совершенно другой: более циничный, взгляд человека, который хочет выжить в меняющемся мире и остаться самим собой. Они хотели использовать достижения, которые им удалось ухватить до того, как произошли революционные катаклизмы, потому что они учились не во ВХУТЕМАСе, а в крупных художественных училищах. И они представляли собой довольно большую массу, которая готова была создавать крупные полотна. Куда же их девать?»
Слушатели познакомились с биографией и работами А. Герасимова, И. Бродского, Б. Иогансона, Е. Кацмана и других художников. Узнали, как художники революции видели образ «нового человека» и как он изменился по сравнению с эпохой передвижников, а также о том, были ли в рядах АХР женщины (спойлер: только одна ).

Вторая лекция пройдет сегодня, 26 сентября, в 18:30 во Врубелевском корпусе (ул. Ленина, 3). Слушателей ждет рассказ о том, «Как сегодня переосмыслить советскую живопись?»
Текст, фото: Марина Бузынина
