Спустя 80 лет в Омск вернулась «Маруся»
Ко Дню Великой Победы Музей имени М.А. Врубеля готовит выставку, прошедшую эвакуацию Воронеж – Омск – Воронеж.
Работы художницы Елены Киселевой вернулись в Омск, спустя много лет: в 1945 году картины, среди которых была и знаменитая «Маруся», из Омска были увезены в Воронеж.
Историю о том, как это было, 15 апреля на пресс-показе рассказала куратор выставки Ирина Симонова:
«Маруся» и другие работы замечательной художницы с воронежскими корнями, художницы-эмигрантки Елены Киселевой уже побывали в Омске, когда в 1941 году пришлось срочно спасать коллекцию Воронежского музея изобразительных искусств. Первые годы Великой Отечественной войны были самые тяжелые: Воронеж в силу своей близости к границе одним из первых попал под удар. Эвакуироваться пришлось очень спешно. Героическими усилиями сотрудников музея Воронежа с привлечением волонтеров из Воронежского художественного училища и всех неравнодушных научные сотрудники под бомбежкой паковали произведения искусства в ящики, параллельно дежуря на крышах и спасая музей от пожара».
«Маруся» в числе других шедевров воронежского музея долгое время перебиралась в Омск – 80 дней длилось путешествие картины. Все годы войны эвакуированная коллекция хранилась в здании Генерал-губернаторского дворца, в котором в военное время находились омские краеведческий и художественный музеи. Художественный музей и принял коллекцию Воронежского музея изобразительных искусств на своей территории.
«В годы войны «Марусю» никто не видел, – продолжила Ирина Симонова. – Были планы устроить выставки эвакуированных музеев: ведь Омск принял у себя еще и музеи Москвы, Новгорода, Вологды, но планам не суждено было сбыться. В 1945 году «Маруся» вместе со всем собранием художественных ценностей вернулась в Воронеж. Сейчас, 80 лет спустя, у омичей будет возможность увидеть это прекрасное произведение!»
«Марусю» называют воронежской Джокондой. Это одна из лучших работ Елены Киселевой, ученицы Ильи Ефимовича Репина. Елена Киселева – прекрасная художница Серебряного века, но с очень сложной судьбой. В 20-е годы она была вынуждена уехать в эмиграцию и жила с мужем в Чехии, где родился их единственный сын. В годы войны он был арестован гестапо и попал в концентрационный лагерь. Из лагеря сын Елены Киселевой вернулся, но в степени тяжелейшего истощения и вскоре умер. Личная трагедия очень повлияла на художницу: она написала портрет сына на смертном одре и поклялась никогда больше не брать в руки ни кисть, ни карандаш, а картину завещала кремировать вместе с ее телом после смерти.
Творческая судьба художницы была сломлена войной: Елена Киселева прожила еще много лет, но больше картины не писала. В 70-е годы была налажена связь с коллегами воронежского музея, которые по переписке художницы с Ильей Ефимовичем Репиным обнаружили ее адрес, хотя считалось, что Елены Киселевой уже нет в живых. И уже практически 90-летняя художница подарила Воронежскомц музею изобразительных искусств свои работы, которые будут представлены в Омске.
«По сути, это будет выставка в выставке, – поясняет Ирина Симонова. – Одна ее часть полностью посвящена документальным событиям: мы очень много работали с архивами Омска и Воронежа, с документами нашего краеведческого музея – на выставке будут представлены фотографии и документы, которые расскажут о годах эвакуации воронежского музея в Омск. Спасти тогда, к сожалению, все не удалось: более 1000 произведений погибло. Как говорили, бесследно утеряны работы второго порядка, оставшиеся в Воронеже. Ведь город, как и Сталинград, был разрушен практически до основания. Фашисты были уверены, что для восстановления понадобится не менее полувека. Но это было не так!»
Среди тех, кто спасал музейную коллекцию, был заместитель директора Воронежского музея изобразительных искусств (ныне Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского) Леонид Афанасьев. Многое о том не простом времени известно по его воспоминаниям. Из Омска Леонид Афанасьев писал своей супруге письма, кроме того, находясь в эвакуации, он писал этюды, которые вошли в собрание Музея имени М.А. Врубеля. Письма Леонида Афанасьева посетители смогут услышать на выставке – они будут озвучены.
Из Воронежа в Омск привезено 34 работы Елены Киселевой – они составят монографическую часть выставки. Всего в музее Воронежа их порядка 40. Но привезены не все, поскольку некоторые из них требуют реставрации.
В выставочном проекте, который Музей имени М.А. Врубеля готовит к 80-летию Великой Победы, будет раскрыта и судьба здания музея: в годы войны в здании современного Врубелевского корпуса и в здании Эрмитаж-Сибирь работали эвакуационные госпитали. Конкретно в стенах Врубелевского корпуса был госпиталь, который специализировался на нейрохирургии. Специалистам музея удалось найти документы, по которым следует, что здесь оперировал сам Дмитрий Виноградов, прославившийся тем, что делал операции Ленину и Сталину. Умер знаменитый доктор от сердечной недостаточности, не дожив до Победы всего несколько дней.
Во время войны здесь же читали лекции, проводили художественные выставки, работала художественная студия. Коллекция Музея имени М.А. Врубеля была свернута, чтобы разместить и спасти коллекции музеев из европейской части России.
«Это точно первый совместный проект воронежского и омского музеев за последние 30 лет, – говорит заведующая экспозиционно-выставочным отделом Воронежского музея изобразительных искусств Ольга Лепнева. – Мы благодарны омскому музею за сохранение нашей коллекции и за то, что наш музей продолжается! Мы счастливы вновь оказаться на омской земле и намерены поддерживать сотрудничество».
30 апреля выставку увидят омичи и гости города.