Печать

В Центре «Эрмитаж-Сибирь» открывается юбилейная выставка Валентина Кукуйцева

9:55 04 апр 2022

В Центре "Эрмитаж-Сибирь" 7 апреля открывается выставка "Свет и воздух в живописи Валентина Кукуйцева. К 100-летию со дня рождения" (0+).  Состав выставки: свыше 40 произведений кисти Валентина Кукуйцева из собрания музея, решенных в жанрах пейзажа и натюрморта, портреты живописца, созданные омскими художниками – Тимофеем Козловым и Николаем Третьяковым, а также документальные материалы, рассказывающие о жизни и творчестве мастера.

С  именем Валентина Васильевича Кукуйцева (1.01.1922–02.09.2011) связано развитие лирического пейзажного жанра в сибирском искусстве. К 100-летию со дня рождения талантливого омского мастера Музей имени М. А. Врубеля  представляет выставку его произведений из своей коллекции. Эта персональная выставка – третья в залах музея. Последняя его прижизненная выставка состоялась в Генерал-губернаторском дворце в 2002 году, однако произведения В. В.  Кукуйцева зрители и позже могли часто видеть в музейных залах. За годы творческого сотрудничества художник подарил в коллекцию музея 30 живописных пейзажей, написанных в 1960-е – начале 2000-х годов.

Валентин Кукуйцев – талантливый колорист, обладавший редким природным чувством цвета. Художник работал в технике масляной, темперной живописи и пастели, сочетая их приемы. Его любимыми жанрами на протяжении всего творческого пути оставались пейзаж и натюрморт. Восхищение красотой природы и ее совершенством нашло выражение и в этюдной форме, и в большой пейзажной композиции. Его работы наполнены светом, воздухом, особой прозрачностью и чистотой. Чувство нежной любви к природе он пронес через всю жизнь, отразив во множестве произведений.

После окончания Великой Отечественной войны (В. В. Кукуйцев воевал на Западном и 3-м Белорусском фронтах в 1-й Воздушной армии с 1941 года, награжден медалями «За оборону Москвы» и «За боевые заслуги») он работал художником на Научно-экспериментальной керамической станции в Алма-Ате. В 1954 году с отличием окончил художественно-педагогическое отделение Алма-Атинского театрально-художественного училища, затем переехал в Омск, где продолжил заниматься творчеством.

Пейзажи «У берега» (1961), «На Трубеже» (1961), «Кремль. Борисоглебск» (1962), «Северная башня Горицкого монастыря» (1963), запечатлевшие ранние поиски,  выполнены в Переславле-Залесском во время пребывания художника в Доме творчества им. Д. Н. Кардовского (1961, 1963). Год вступления в Союз художников отмечен появлением одного из лучших пейзажей – «Тополиная аллея» (1964), воплотившего приемы импрессионизма.    

Художник много путешествовал. Он посетил Среднюю Азию (Самарканд, Бухара), Краснодарский край, ездил по Восточной Сибири, на Байкал, был в центральной части России и неоднократно в Казахстане. Природа Средней Азии и юга России добавила в его творчество новые яркие краски. Повышенная декоративность пейзажей «Дорога на Бухару» (1967), «Чайхана» (1967), «Бухара» (1967), «Осенние краски юга» (1970), «Краски осени» (1978) сменилась мягкостью письма, ритмической плавностью и музыкальностью линий, утонченной цветовой гаммой в пейзажах «Серебристый день» (1979), «Стожки» (1980), «Весенний воздух» (1982).  

В 1969 году был написан городской пейзаж «Серебристый день» с видом на Омь с белоснежными катерами и панораму набережной со зданиями, знакомыми каждому омичу: кинотеатр «Художественный», Дом художника.  В 1971 году В. В. Кукуйцев написал праздничную картину-пейзаж «Омск. Первомай», изобразив красочное шествие праздничных колонн под алыми флагами, увиденное им из окна мастерской. Эта работа  – уникальный пример обращения к событиям из жизни города. В тот год Омск был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а четыре омских завода, сельскохозяйственный институт  им. С. М. Кирова и ряд предприятий были удостоены ордена В. И. Ленина.

В натюрмортах В. В. Кукуйцев оставался верен своей любимой теме – природе, частью которой были полевые цветы, пионы, розы, сирень. Он чувствовал каждый цветок, завораживая зрителя колористическим богатством и разнообразием своих натюрмортов. И в позднем творчестве В. В. Кукуйцев оставался тонким колористом. Художник любил ездить на этюды. Мотивы ранней весны и ранней осени Прииртышья внешне непритязательны, однако в их скромной простоте он видел искреннюю, неподдельную красоту. В пейзажах «Весна» (1998), «Весенняя нежность» (2000), «Начало весны» (2001) сочетаются характерные для него тонкость и поэтичность, раскрывающие редкий дар художника-лирика.

В экспозицию также включены живописные произведения Т. П. Козлова «Юные художники» (1957), где изображен за копированием молодой В. В. Кукуйцев, и впервые – «Портрет В. В. Кукуйцева» работы Н. Я. Третьякова. Документальные материалы рассказывают о личности художника и его времени.