В Молодежной столице прошла лаборатория молодой режиссуры
26 и 27 апреля в Пятом театре состоялся заключительный этап лаборатории «Пятый элемент». В эти дни на камерной и большой сценах Пятого шли эскизы, поставленные выпускниками режиссерского факультета Российского государственного института сценических искусств.
За два дня зрители и участники посмотрели шесть эскизов, поставленных студентами 4 курса мастера Анджея Бубеня.
Кроме зрителей, эскизы оценивали кандидат искусствоведения, театральный критик, декан театроведческого факультета Российского государственного института сценических искусств (РГИСИ) Евгения Тропп и ее ученицы – магистранты-театроведы Наталья Дука и Мария Кротова из Санкт-Петербурга.
«Пятый элемент» – не только колаборация омского театра и РГИСИ, но и вполне заслуживающий внимания результат совместной творческой работы артистов омских театров: на большую и камерную сцены выходили не только артисты Пятого, но и «Арлекина», ТЮЗа и Камерного Драматического Театра имени В. С. Решетникова. Откликнулись и студенты ОмГУ, помогая в постановке массовых сцен.
«Такие лаборатории нужны и важны не только театрам, но и режиссерам, которые только начинают свой творческий путь, – комментирует Евгения Тропп. – Нужно обладать большой смелостью, чтобы взяться за постановку современных пьес, предоставив свою работу не только на суд своим педагогам, но и зрителям».
26 и 27 апреля – по три эскизных показа в день с обсуждениями – все, кто решил провести выходные в Пятом театре, увидели эскизные постановки молодых режиссеров по пьесам современных драматургов в такой последовательности:
«Исход» Полины Бородиной, режиссер Камила Куцик, жанр: житие современного святого.
«Точки на временной оси» Дмитрия Богославского, режиссер Евгения Горшунова, жанр: катастрофа.
«Спички» Константина Стешика, режиссёр Александра Певзнер, жанр: драма. Событие, которого невозможно избежать.
«Черная пурга» Анастасии Букреевой (пьеса представлена на фестивале «Любимовка-2021»), режиссёр Мария Мисник, жанр: триллер.
«Я убил царя» Олега Богаева, режиссёр Евгения Константинова, жанр: трагикомедия.
«Бардо Тхёдол или бабушка, ты ведь умерла» Ники Вельт, режиссёр Анели Филиппова, жанр: мистическая драма.
Однозначно, было, что посмотреть и о чем поговорить. Формат лаборатории предполагал участие в обсуждении не только представителей профессионального театрального сообщества, но и зрителей, поэтому высказаться смог каждый желающий. Подобный формат, выбранный организаторами, – плюс в копилку театра: эскиз-победитель предполагает стать полноценным спектаклем, а в подобном случае важно мнение не только театралов-профессионалов, но и зрителей. Акцент, расставленный именно зрителями, может повлиять на расстановку творческой группой тех самых акцентов при работе над спектаклем. Бывает и так, что сценическая версия кардинально отличается от эскиза.
Перед вручением наград, главный режиссер Пятого театра Людмила Исмайлова поблагодарила всех, за то, что свершился этот театральный праздник:
«Благодаря всем сотрудникам театра – цехам, артистам, – зрителям, без которых не было бы такой необходимой обратной связи, коллегам из Санкт-Петербурга состоялась эта, возможно, довольно смелая лаборатория. Нужна очень большая любовь к театру и не только снаружи, чтобы быть здесь, говорить, обсуждать, играть, что называется, делать театр вместе».
Подобные мероприятия требуют от организаторов активных действий: в лабораторные дни катастрофически не хватало помощников режиссера, поэтому эти театральные должности занимали артисты театра, помогая режиссерам воплощать в жизнь свои замыслы.
В ответ слова благодарности сказал мастер Анджей Бубень:
«Спасибо организаторам, что пригласили на лабораторию именно мой курс. Для нас это бесценный опыт, первый шаг в профессиональную жизнь, шаг, который мои ученики запомнят надолго. Столько любви и счастья, думаю, они в своей профессии получат не везде. Хорошо, что есть место, в которое можно влюбляться».
Подарки от Пятого театра были вручены начинающим режиссерам, которые в свою очередь наградили памятными дипломами артистов, принимавших участие в эскизных показах «Пятого элемента»:
Анели Филиппова вручила диплом актеру Александру Боткину в номинации «Лучшее исполнение саундтрека к фильму «Привидение».
Евгения Горшунова – актеру Олегу Чичко в номинации «Лучшая байка».
Александра Певзнер – Дмитрию Исаенко в номинации «Ответственный за пожарную безопасность во время репетиционного процесса».
Евгения Константинова – Анастасии Лукиной в номинации «Муза».
Мария Мисник – Евгению Точилову в номинации «Настоящий врач, от которого становится всем легче».
Камила Куцик – Станиславу Горенбахеру в номинации «Рыцарь XXI века».
Эти дипломы не такие уж неожиданные и необъяснимые, как могут показаться с первого взгляда: те, кто был в Пятом в выходные вполне согласились с решением режиссеров.
Дипломы победителям в четырех основных номинациях вручил директор Пятого театра Илья Киргинцев, поблагодарив всех причастных к театральному событию – лаборатории молодой режиссуры «Пятый элемент»: Санкт-Петербургскую школу режиссуры за большие надежды и прекрасные кадры особенно.
Организаторы приняли решение выделить дополнительную номинацию «Лучший актерский ансамбль», диплом в которой получил актерский ансамбль эскиза «Черная пурга», режиссер Мария Мисник.
«Приз зрительских симпатий» был вручен эскизу «Как я убил царя» режиссера Евгения Константиновой.
Диплом в номинации «Лучшая женская роль» получила Лариса Чичко за роль Бабушки в эскизе «Бардо Тхёдол или бабушка, ты ведь умерла».
В номинации «Лучшая мужская роль» – артист Борис Косицин за роль Стрелочника в эскизе «Я убил царя», режиссер Евгения Константинова.
Диплом в номинации «Лучший эскиз» – эскиз «Точки на временной оси», режиссер Евгения Горшунова.
К дипломам прилагались статуэтки-камни четырех стихий, как в фильме «Пятый элемент», – воздуха, земли, воды и огня. Собственно, с ним и связано название лаборатории, хотя эскизов шесть, а основных номинаций четыре, остается предположить, что пятый элемент – сам Пятый театр. А почему бы и нет!
«Я не надеялась на победу, потому что конкуренция была очень сильной, – поделилась эмоциями режиссер-победитель Евгения Горшунова. – Анджей готовит нас достаточно хорошо!»
Надеемся увидеть спектакль «Точки на временной оси» в будущем году на камерной сцене Пятого театра. Почему на камерной? Эскиз был представлен в камерном пространстве, что вполне подошло к формату рассказанной истории.
Лаборатория молодой современной режиссуры «Пятый элемент» успешно закрыта!