Печать

В музее им. М.А.Врубеля впервые за долгое время покажут работу Пабло Пикассо

17:20 07 июн 2019

11 июня в музее им. М.А.Врубеля открывается выставка «Новелла о “тихой жизни”». Западноевропейский натюрморт XVII – первой половины XX века и его предмет (0+).  Выставка «Новелла о “тихой жизни”», приуроченная к 95-летию музея, знакомит зрителей с западноевропейским искусством из собрания Омского музея изобразительных искусств имени М. А. Врубеля и посвящена одному из самых популярных, демократичных, декоративных и интересных жанров живописи – натюрморту.

В экспозиции представлено свыше 20 живописных произведений мастеров ведущих художественных школ Западной Европы XVII – первой половины XX века: Голландии, Италии, Фландрии, Германии, Франции и др., в творчестве которых значительное место принадлежало изображению объектов живой и неживой природы. В их числе работы Яна Веникса, Мельхиора де Хондекутера, Мишеля де Буйона, Жана-Батиста Роби, Лоренцо де Каро, Анри Фантен-Латура, Алексея Явленского, Пабло Пикассо. Последняя картина находится в фондах омского музея, но долгое время не экспонировалась. 

 Открытие выставки состоится в рамках проведения VII Международного научно-практического семинара «Сохранение культурного наследия. Научные исследования и реставрация произведений живописи XVII–XX веков Голландии, Фландрии и других европейских стран» (10–14 июня).

Термин «nature morte» (франц. «природа мертвая») вошел в употребление в середине XVIII столетия во Франции, а в XVII веке, когда молодой жанр европейского искусства достиг вершины популярности и переживал первый расцвет – свой «золотой век», картины с изображением всевозможных предметов повседневного обихода, сервированного стола, цветов и др. именовали описательно – по главному мотиву композиции. На выставке экспонируются следующие типы натюрмортов: завтрак («banketje»), горшок с цветами («blompot»), венок из цветов («blommencrans»), суета сует («vanitas») и более поздние его разновидности – охотничьи трофеи и птичий двор.

С XVII по XIX век натюрморт в своем развитии прошел путь от аллегорического повествования к реалистическому изображению действительности. Произведения на выставке позволяют получить представление об общем ходе эволюции жанра, его своеобразии, главных особенностях, они демонстрируют многообразие тем и мотивов, характеризующих европейский натюрморт. На рубеже XIX–XX веков наступила пора нового расцвета жанра. Были открыты другие возможности и средства натюрморта, во многом изменившие взгляд на него, и пришло время совсем иных художественных решений. Насколько разнообразными, необычными и неожиданными стали задачи натюрморта, демонстрируют отдельные произведения XX века, в частности «Букет» П. Пикассо, знакового художника столетия.

В экспозицию также вошли предметы, служившие «натурой» и источником творчества для живописцев. Предметы декоративно-прикладного искусства и домашнего обихода, книги и гравюры, дорогие изысканные изделия и обыденные вещи стали «героями» многих картин, вдохновив мастеров своей формой, материалом, цветом. Они интересны композиционным размещением на полотне и разнообразными эффектами в передаче фактуры. Среди них – бокалы, кубки, кувшины, стекло, дельфтский фаянс, китайский фарфор, майолика, а также часы, скульптура малых форм, гравюры, живопись, книги, словом, все те вещи, которые в то время, когда они служили моделями, жили полной, хотя и «тихой» жизнью.

Выставку удачно дополняют флористические композиции, предоставленные партнером проекта – «Цветочной лавкой Elizabeth’s flowers».