Печать

В Омском музее посетителем покажут «Два века Петербурга»

11:54 15 ноя 2018

23 ноября в 17.00 в музее имени Врубеля состоится торжественное открытие выставки «Два века Петербурга». Экспозиция будет работать по адресу: ул. Ленина, 3, Врубелевский корпус.  

Кураторы выставки: хранители фонда живописи и графики истории города Государственного музея истории Санкт-Петербурга Галина Васильева и Константин Житорчук. 

Экспонируемые работы: свыше 100 произведений живописи, графики XVIII–XIX из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга с видами столицы Российской империи Петербурга 

С первых лет возникновения Петербурга, основанного в 1703 году, художники старались запечатлеть новую столицу. Отсутствие живописного рельефа местности, огромные пространства на берегах Финского залива и полноводной Невы подсказывали идею создания панорамных видов города. 

Наиболее ранние панорамы, исполненные по рисункам художника М. И. Махаева и напечатанные с медных досок мастерами гравировальной палаты Г. А. Качаловым, А. А. Грековым, Я. В. Васильевым, Е. Г. Виноградовым, Е. Т. Внуковым, П. Еляковым, вошли в изданный в 1753 году юбилейный альбом к 50-летию основания Петербурга. На этих панорамах и видах ощущается грандиозный размах города, строящегося на берегах Невы. 

В создание Петербурга внесли огромный вклад выдающиеся зодчие своего времени. Представители итальянской и французской архитектурных школ, знаменитые архитекторы Д. Трезини, Ф. Растрелли, Дж. Кваренги, А. Ринальди, К.И. Росси, Ж.-Б. Валлен-Деламот, Ж.-Ф. Тома де Томон, О. Монферран воплотили здесь свои замыслы. По их проектам построены Петропавловский собор, Зимний дворец, Смольный монастырь, Академия наук, Мраморный дворец, Александринский театр, Гостиный двор на Невском, Биржа на Стрелке Васильевского острова, Исаакиевский собор и многие другие сооружения. 

Талант русских зодчих М. Г. Земцова (трехлучевая планировка центра Петербурга), С. И. Чевакинского (Никольский собор), А. Д. Захарова (Адмиралтейство), А. Н. Воронихина (Казанский собор) и через два века вызывает восхищение потомков. 

К 1830-м годам были завершены архитектурные ансамбли центральной части столицы и сложился образ классического Петербурга. «Строгий, стройный вид» города запечатлен в сотнях произведений русских и иностранных художников: К. П. Беггрова, М.-Ф. Дамам-Демартре, М. Дюбурга, И. А. Иванова, Б. Патерсона, В. С. Садовникова, И. И. Шарлеманя и других. Яркие и разнообразные картины отображают как исторические события, происходившие в Петербурге, – открытие памятника Петру I на Сенатской площади, похороны полководца М. И. Кутузова, трагическое наводнение в городе 1824 года, описанное А. 

С. Пушкиным в поэме «Медный всадник», установка Александровской колонны в 1834 году на Дворцовой площади, так и народные гуляния, зимние развлечения горожан — катание с ледяных гор, бег на коньках по льду Невы. 

Петербург был военной столицей – казармы Преображенского, Павловского, Семеновского, Измайловского, Кавалергардского полков, а также военные парады на Дворцовой площади и Марсовом поле изображены на многих гравюрах и литографиях. 

Основав Петербург, Петр I воплотил свою идею создания морского порта на Балтийском море. До конца XIX века порт находился в самом центре города, на Васильевском острове. Художники запечатлели столь важную сторону жизни Петербурга как его связь с морем и расположение на многочисленных невских островах: парусные суда, пароходы, баржи бороздят речные пространства, высокие стройные мачты парусников вторят шпилям Петропавловского собора и Адмиралтейства, гармонируя с архитектурным пейзажем. 

Ансамбли Дворцовой площади, Стрелки Васильевского острова и Александринского театра, перспективы Невского проспекта, набережных Невы, рек Мойки и Фонтанки, Екатерининского канала, великолепные мосты, величественные храмы изображены художниками так убедительно, что посетители выставки смогут почувствовать масштаб Петербурга, оценят его гармонию, представят, как жили петербуржцы в те далекие времена.

7xon54uhqvy.jpg