Автор «Человека из Подольска» Дмитрий Данилов: «Я видел много режиссерских решений, в Омске оно яркое»
Пьеса «Человек из Подольска» — это драматургический дебют писателя Дмитрия Данилова. В 2018 году пьеса Данилова «Человек из Подольска» получила премию «Золотая Маска» в номинации «работа драматурга». Первая постановка по пьесе состоялась в Театре.doc, затем историю подхватила театральная Россия. И даже если спектакля по этой пьесе в вашем городе пока нет, название уже на многих на слуху.
В Омской области первым поставил пьесу «Человек из Подольска» тарский Северный драматический театр имени Ульянова. А в конце декабря прошлого года постановку «Человек из Подольска» представил руководитель Пятого театра Никита Гриншпун. Спектакль назвали одним из самых ярких событий текущего театрального сезона.
На минувшей неделе и Тару и Омск посетил автор пьесы. Для начала Дмитрий Данилов прибыл в Пятый театр. После просмотра спектакля Никиты Гриншпуна драматург остался на разговор.
Вы посмотрели спектакль Пятого театра, какие впечатления?
Впечатления большие. Это одно из самых оригинальных решений. Хореографические и музыкальные элементы очень неожиданные. Классно! Интересная получилась концовка, неожиданный ход. Спектакль не воспроизводит полностью текст пьесы, есть отступления и сокращения, но в целом очень зрелищно. И я вижу, что зритель хорошо принимает спектакль, аплодирует стоя, а такое нечасто бывает.
Вы не были готовы к гротеску?
Я не думал, что его будет столько. Но, например, в прошлом году в ярославском Волковском театре Семён Серзин поставил гротескную постановку. В какой-то момент на сцене даже появился живой козел и съел паспорт задержанного. В принципе я видел уже много режиссерских решений, в Омске оно яркое.
Актерский ансамбль вас устроил?
Мне кажется каждый на своем месте, хотя я, может быть, этих персонажей видел по-другому. Хотя бы потому, что у меня они не поют. В пьесе более бытовая атмосфера, у меня реальное отделение полиции, в котором просто присутствует очень странный разговор, но весь антураж там бытовой – люди сидят на стульях. А здесь другое решение, я не представлял себе, когда писал, что эти персонажи станут фактически музыкальным ансамблем. Эффект неожиданности получился мощным.
Только омский спектакль такой неожиданный?
Не только. Упомянутый спектакль Семёна Серзина. Ещё очень неожиданный спектакль в Минске, там в Молодежном театре пьесу поставил молодой режиссёр Дмитрий Богославский. Он известен и как драматург, он актер. Богославский тоже сделал постановку с элементами гротеска и ещё мне понравился мистический налет всей истории.
Неожиданные постановки не противоречат вашей идее?
Отчасти противоречат. Но я совершенно не жду, что режиссер будет полностью воспроизводить мою собственную идею. Конечно, мне всегда интересно как интерпретируют. Спектакль это произведение в первую очередь режиссёра, поэтому я всегда готов к неожиданным решениям.
Авторы бывают разные. Есть и те, кто требует полного сохранения текста.
Да. Есть драматурги, которые включают в договор, что текст должен быть воспроизведён в точности. Режиссеры на репетиции не зовут, поэтому лоялен я или нет – меня никто не спрашивает (смеётся).
На премьеры вас приглашают часто?
Сейчас пьеса идет в семнадцати театрах, я видел около десяти постановок.
А вы знали, что Никита Гриншпун год готовил спектакль?
В принципе не знал, нет. Но в спектакле очень сложные актерские работы. Я это понимаю. И такая хореография. Это круто.
После премьеры в Омске многие стали говорить, что эта постановка про Омск.
Так говорят про все города, кроме столиц и мегаполисов.
«Человек из Подольска» сейчас ваша самая популярная пьеса?
Да, её ставят чаще других.
Как думаете, почему она выстрелила?
Очень трудно говорить о своём тексте... Во-первых, возбуждающий фактор сюжета, когда полиция допрашивает. У зрителя создаются ложные ожидания, что сейчас начнётся ужас про произвол российской полицейской системы..
Во-вторых, так получилось, что в этой пьесе каждый находит что-то свое, причем свое противоположное. Допустим, я не раз уже сталкивался с удивительной для меня трактовкой, условно говоря, патриотической. Что Подольск ничем не хуже Амстердама, нам надо ценить и любить свои города, Россия вперед. А есть совершенно противоположная трактовка.
Насколько трепетно вы относитесь к тому, что артисты по-разному изображают главного героя Колю?
Я давно понял, что театр разный и тут не должно быть диктатуры автора. Может быть, и хотелось, чтоб всё было по-моему, но я понимаю, что это невозможно. Коли разные. Для меня идеальным так и останется Антон (Ильин, исполнитель роли Коли в спектакле ТЕАТРА.DOC). Он вообще непрофессиональный актер и в спектакле практически живёт, а не играет, у него получился абсолютно аутичный персонаж, зажатый, и всего боится.
Вашу пьесу называют комедией, но ведь это не комедия?
Я думаю, что не комедия. Жанровые определения ведь очень условные. Если на афише написать «комедия», это больше привлекает зрителей. Или вот например. Я занимаюсь драматургией недавно, а прозу пишу давно. У меня есть четыре текста романного объема, но они на самом деле никакие не романы, просто длинные прозаические произведения. Но издатели каждый раз пишут «роман», чтобы читатель в книжном магазине взял – «ага, роман, хорошо». Так и тут, назвали комедией, а люди придут и все увидят
Если возвращаться к «Человеку из Подольска», то абсолютно на всех спектаклях люди очень смеются, т.е. комичного там много. Но, если посмотрев комедию, зритель выходит в благодушном смешливом настроении, то, надеюсь, после этого спектакля зрители уходят в другом состоянии.
Драматурги наблюдают жизнь и берут из неё что-то в свои произведения. В «Человеке» есть подсмотренное вами?
Я думаю, что это результат обобщенных наблюдений. Все мы, так или иначе, сталкивались с полицией. Все мы знаем, как живет повседневной жизнью такой средний горожанин, как Коля. Как он просиживает штаны на скучной неинтересной малооплачиваемой работе. Как все это уныло.
Долго работали над пьесой?
Года три. Но я ее придумывал, не начиная писать. В голове крутил, она постепенно обрастала. Уже под конец я специально шел гулять по своему отдаленному району, у меня начинали звучать эти диалоги. Написал я ее ровно за месяц, а придумывал три года.
На самом деле Коля не прав?
Я не разделяю мнения Коли, но оно очень распространенное. У нас в Москве Подольск считается городом непрестижным, он действительно какой-то серый, промышленный. Есть подмосковные роскошные города: Коломна, Сергиев Посад, Звенигород, Волоколамск. А в Подольск турист не поедет. Жить действительно лучше в Москве, но мне было интересно подумать о том, что если в Подольск вглядываться внимательно без ненависти и отвращения, в нём тоже можно увидеть много интересного. Везде можно, в Омске тоже, где угодно.
Вы любите свой город?
Люблю. Москва лучший город в мире.
А маленькие города?
Очень люблю Подольск.
Ирина Чернышева, автор иллюстрации Анна Шестакова