Омские импровизации: Когда мозг актеру помеха?
Центр современной драматургии решил с шутками, но всерьез, взяться за тренировку своих коллег и побросал всех в штормящий океан импровизаций: мол, захочешь жить на сцене - выплывешь. Проект получил название Drama battle, одним махом завоевал любовь зрителей и интерес театральной общественности: артисты не попавших в импровизационную битву театров приходили с просьбой «возьмите нас в следующий сезон».
Свою долю волн ЦСД приготовил и (неожиданно!) для дирижеров и музыкантов: поток ситуаций, из которых придется выкручиваться, выплеснется завтра на опен-эйре JazzПарк. Жертвами выбраны команды Омского симфонического оркестра под предводительством Дмитрия Васильева, Духовой оркестр филармонии (на капитанском мостике - Олег Романов) и команды «Manhattan Jazz band», у руля которой стоит Валерий Перминов. Музыкальные и актерские импровизации дирижеров обещаны 7 июля в 15:00 в локации джаз-кафе «Loui`s» в парке «На Королева».
Впрочем, о впечатлениях от нового опыта мы спросим дирижеров завтра, а сегодня речь пойдет о прелестях и подводных камнях импровизации, о важности найти свою формулу и о мозге, который мешает артисту. В беседе участвовали «бойцы» финальной битвы первого сезона Drama battle: представители команды Лицейского театра Татьяна Притуляк, Иван Притуляк, Вячеслав Еремин и импровизаторы ТЮЗа Дмитрий Керн, Максим Пешин, Александр Галимов.
- Ну что, ребята, как ощущения от проекта ЦСД? Его идейный вдохновитель Ярослав Максименко признался мне, что в следующем сезоне формат шоу полностью поменяется. Конкурсы будут абсолютно новыми и уникальными, дабы не вызывать ассоциаций с тем, что делают другие. Будете биться по-серьезному, как футболисты сейчас - ЦСД собирается устроить настоящий чемпионат по импровизациям между всеми театрами Омска. Масштабные, в общем, планы.
Иван Притуляк: Ребята на самом деле сделали гигантскую вещь. Drama battle - это настоящее явление и для артистов, и для зрителей, потому что импровизационный театр сегодня - одно из пиковых направлений в европейском театре.
Максим Пешин: ЦСД придумал интересную, на мой взгляд, «завертю». Баттл - это почва для актерской игры, балагана и «несерьеза» в хорошем смысле слова. Когда ты работаешь над ролью в театре, ты должен влезать в определенные рамки, установленные другими: рамки пьесы, режиссерского рисунка, характера своего персонажа. А здесь все карты - у тебя. Есть только место действия и предлагаемые обстоятельства, а куда все это тебя уведет, зависит только от фантазии. Авантюра, в которую ввязались артисты из тех, кто побезумней. Воспринимаю это как отдых, но потеешь от этого отдыха так, что ужас! Мозги начинают «тараканов выгонять». Очень полезная штука.
- Да уж, мозги тут должны работать на полную катушку.
Максим Пешин: На самом деле они начинают мешать. Они же пытаются выстраивать сверхоправданную логику и сверхмотивированное поведение. Вот у Гоголя в комических текстах нет мотивировок: чихнула она у печной трубы - и выпал оттуда черт. И нам абсолютно неважно, как он туда попал. Drama battle - это все-таки шоу, рамки некоей правильности отсутствуют. Чем острее, чем дурнее (в хорошем смысле) артист ведет себя на сцене, тем ему выгоднее. В импровизационном шоу ты должен думать, как все сделанное воспринимается со стороны, в театре ты играешь роль «в самом себе», концентрируешься на мыслях и переживаниях своего персонажа. Но импровизация не так проста, как кажется. Иногда ты придумываешь такую неведомую чушь, что потом думаешь: «Зачем я это сделал, это же еще надо, черт возьми, повторить!»
- Иными словами, в шоу-импровизациях приходится «включать» многозадачность: артист сам себе режиссер, сценарист и исполнитель, и все это одновременно и моментально.
Дмитрий Керн: Импровизация - это вечный актерский тренинг. Хорошо, когда он сложный, но не нужно, Чтоб это было каторжно для тебя.
Александр Галимов: Нужно ловить кайф, схватывать настроение. Когда тебе самому весело, зрителю тоже будет весело. Импровизация хороша для актеров тем, что мы учимся очень быстро включаться, соображать и быстро реагировать - в нашей профессии это очень важно. В командных конкурсах мы учимся взаимодействовать с партнером. Где-то ты немножечко расслабляешься и отдаешь бразды правления партнеру, где-то он тебе - это хорошая тренировка.
Максим Пешин: А зритель в импровизациях может взглянуть на знакомого артиста по-другому. Одно дело - видеть на сцене в образе, в определенных амплуа, и другое дело - в неожиданных ситуациях, которые нужно разыграть прямо здесь и сейчас. Тут актер просто голый предстает.
- Когда голый выходишь навстречу толпе, нужно быть уверенным в том, что у тебя есть сила с ней справиться. Иногда эта сила не сразу видна, и проявляется только в битве с толпой. Думается мне, именно импровизационный баттл служит той лакмусовой бумажкой, что выявляет как сильные, так и слабые стороны артистов. Вы в себе их увидели?
Татьяна Притуляк: Мне кажется, у Лицейского театра очень сильная словесная импровизация, парни классно умеют обыгрывать слова. Поэтому было сложно в последнем конкурсе, где физическая импровизация, не все из нас в ней хороши. Ну, зато увидели слабые места, будем прокачивать.
Вячеслав Еремин: Мы поняли, что есть сильные стороны не только у команды, но у каждого из нас.
Иван Притуляк: О да, у Славки очень сильная пластическая выразительность, как раз физическая импровизация. Обаятельная эротическая энергия.
Вячеслав Еремин: Мне и задание попалось подходящее, изобразить человека с самым сексуальным голосом. Играл самого себя (смеется). У ребят из ТЮЗа мне понравилась командность. У них правда крутая ансамблевость! А вот у нас часто бывает наоборот, ведем себя, как лебедь, рак и щука. Каждый что-то играет талантливо, но все тянут в разные стороны.
Дмитрий Керн: Думаю, у команды нашего театра сильные стороны - это пластика, танцевальная импровизация.
Максим Пешин: Лучше меньше говорить и больше делать. Все равно физическое действие привлекательнее даже с точки зрения зрительского восприятия.
- Ну не знаю, спорное утверждение. Думаю, это все же от фактуры артиста зависит. Вспомните Щадукина [актёр Лицейского театра], которому досталось изобразить человека, считающего себя собакой. Юра просто прошел слева направо, сказал: «Я чую кошку, как хочется ее порвать. А ведь я программист» - и зритель лежит от смеха. Действия нет, но есть слова.
Иван Притуляк: Щадукин - это самородок, находка для каждого театра. Он сам по себе - отдельное амплуа. Есть герои-любовники, есть социальные герои, а есть Юра.
Вячеслав Еремин: Зрителю смешно от того, что просто он есть. Что это может говорить.
Иван Притуляк: Лапидарность - его сильная сторона.
- Использовать все свои врожденные и приобретенные способности - наверное, в этом путь к успеху?
Иван Притуляк: У меня не было никогда сомнений по поводу Лицейского театра, у нас великолепная школа. Преимущество в том, что мы не просто артисты, а артисты с дополнительным бэкграундом: у нас не только актерские образования за плечами, но и еще куча других знаний и опыта, у каждого разное.
Вячеслав Еремин: Это одновременно играет и положительную, и отрицательную роль.
- Как же это может помешать?
Вячеслав Еремин: Вот дают тебе задачу, а ты думаешь: ее можно решить вот так, эдак и еще по-другому - а что выбрать, не знаешь. И начинаешь путаться, бросаться из стороны в сторону. Иногда выходит смешно для зрителя, а иногда не очень.
- Ребята, в обсуждении своих сильных сторон вы про Таню забыли еще упомянуть. Поклонники артистки жаждут знать: в чем сила прекрасной одной пятой команды Лицейского?
Иван Притуляк: Сильная Танюхина сторона в том, что она довольно быстро включается в процесс и подхватывает. Она очень сконцентрированная.
Татьяна Притуляк: На самом деле мне было очень интересно поучаствовать в этом шоу, потому что я не считаю, что у меня тема импровизации прокачана. Я хочу еще научиться этому, а значит, нужно взять и бросить себя в ситуацию. Буду участвовать в следующем сезоне обязательно.
Александр Галимов: Мы тоже обязательно будем участвовать. В команде игроки могут меняться, но пока мы притерлись друг к другу и оттачиваем мастерство. Ищем идеальную формулу действия.
Удастся ли ТЮЗовцам вывести формулу успеха, узнаем уже совсем скоро: первая битва новго сезона Drama battle уже стоит в афише ЦСД, 27 августа в 19:00. И не забудьте поддержать любимый оркестр на JazzПарке: все-таки не каждый день увидишь дирижера в актерской импровизации.
DRAMA BATTLE ИМПРОВИЗАЦИЯ 1 битва - Фоторепортаж
DRAMA BATTLE ИМПРОВИЗАЦИЯ 2 битва - Фоторепортаж
Лицейский театр vs Театр драмы
ЦСД или ТЮЗ – кто вышел победителем в очередной театральной схватке импровизаций?
Татьяна Попова