Коллекция археологии музея имени Врубеля

Коллекция археологии музея имени Врубеля

Коллекция археологии музея имени Врубеля

Коллекция археологии музея формируется с 1920-х гг., когда музей из Ленинградского отделения Государственного музейного фонда поступили предметы античного художественного ремесла. В их числе были амулеты из египетского фаянса, украшения из стекла и металла, небольшая коллекция резных камней и литиков. Небольшая часть предметов поступила из собрания Западно-Сибирского отдела Русского Географического общества. В 1988 г. собрание античного ремесла дополнилось коллекцией античной керамики и стекла, переданной из Государственного Эрмитажа.

Во второй половине 1980-х гг. археологическая коллекция включила в свой состав художественные изделия, найденные на территории Омского Прииртышья. С начала 1990-х гг. до 2012 г. были переданы предметы из археологических раскопок, произведённых на таёжной, лесостепной и степной территориях Омской области под руководством В. А. Могильникова, В. И. Матющенко, Б. А. Коникова, Л. И. Погодина, С. Ф. Татаурова, из археологических музеев Омского государственного университета имени Ф. М. Достоевского и Омского государственного педагогического университета.

Сформировался значительный раздел коллекции, отражающий особенности изобразительной деятельности населения Омского Прииртышья эпох древности и средневековья, благодаря чему хронологические рамки коллекции расширились: III тыс. до н.э. – XII в. (в том числе античное ремесло V в. до н.э. – V в. н.э.). В настоящее время собрание насчитывает около 1667 единиц.

Географические рамки коллекции охватывают центры античного мира – Аттика, Северное Причерноморье, Малая Азия, Бактрия, Восточный Туркестан, возможно Северный Китай, территория распространения археологических культур Омского Прииртышья.

В коллекции хранятся изделия из керамики, стекла, камня, бронзы, кости, железа, золота, серебра, а также художественный текстиль.

К эпохе раннего железного века, представленной в Прииртышье саргатской археологической культурой, относятся предметы из могильника Сидоровка. В фондах музея сосредоточены все наиболее значимые художественные изделия из этого курганного некрополя, характеризующие прикладное искусство, распространённое у кочевых народов в конце I тыс. до н. э. – начале I тыс. н. э.: золотые поясные пластины с изображением борьбы двух кошачьих хищников и дракона, фалары с изображением согнутого в кольцо крылатого дракона.

vrubel_0.jpg

Сложная антропозооморфная подвеска. Таежное Прииртышье. Омская область. Грунтовый могильник Окунево III. VI - VIII вв. Бронза.

Большой интерес представляют археологические находки конца I тыс. до н. э. – начала I тыс. н. э. из комплексов Омской области Сидоровка I и Исаковка I. Ювелирные изделия саргатской культуры скифского облика представлены украшениями (серьгами, шейными гривнами), деталями костюма (пряжками, поясными пластинами), предметами конского убранства (фаларами), оружием и серебряными чашами с надписями. Золото в культуре кочевников выступало символом солнца, божества, верховной власти и указывало на высокий социальный статус их владельца. Серебряные чаши, вероятно, служили культовыми сосудами для жертвенных возлияний. Сохранение традиций и новые поиски в разработке сюжетов и орнаментов древнего искусства кочевников можно наблюдать в произведениях златокузнецов Ирана, Бурятии, Дагестана XX в.

Серебряные чаши являлись, вероятно, культовыми сосудами для жертвенных возлияний. Изделия интересны не только декоративным решением, но прежде всего тем, что на их наружных стенках помещены надписи, являющиеся образцами письменности древней Парфии и Хорезма.

Золотые и серебряные изделия личного убранства, оружия и конской упряжи относятся к «звериному стилю», который характеризует искусство кочевых народов Евразии эпохи раннего железного века.

Коллекция эпохи средневековья представлена бронзовыми изделиями, выполненными в технике литья. В них запечатлены фигуры людей и образы, характерные для мышления таёжного населения: медведь, лось, птицы (орел, сова, филин).

Эпохой развитого средневековья (X–XII вв.) датируется ковш из археологического комплекса Кип. Назначение (поясной ковш), форма, общий контур предмета, особенно очевидный в ручке, типичны для тюркских народов. Расположение изображений по горизонтальным поясам является развитием древневосточной художественной системы. Сюжеты царских охот, терзания орлом зайца были распространены в ахеменидском Иране, мотив небесной охоты – у кочевников. Жанровая, на первый взгляд, сцена, изображающая погонщика с ослом, может восходить к ритуальному действу, известному у хеттов.

С 2012 г. во Врубелевском корпусе музея для посетителей открыт специально оборудованный, хорошо защищенный зал «Золотая кладовая»,  предназначенный для демонстрации предметов из собрания музея, содержащих драгоценные металлы и камни. В экспозиции можно познакомиться с долговременными выставками, характеризующими коллекцию драгфонда.

vrubel1.jpg

В экспозиции представлены декоративные изделия XVI – начала XX в.: чаши, вазы, миниатюрные модели мебели, украшения и предметы прикладного назначения – столовая утварь, табакерки, часы и пр. Экспонаты европейского золота и серебра созданы мастерами Франции, Германии, Швейцарии, Австрии, Голландии. Среди них  французские табакерки XVIII в., сосуд-шутиха XVIII в. в виде страуса, австрийский кубок XIX в. из горного хрусталя, швейцарские нагрудные часы XIX в. и т. д. В коллекции отечественного ювелирного искусства XVIII – начала XX в. – декоративные украшения (серьги, броши, застежки для галстуков) и бытовые изделия (табакерки, портсигары, ножи для разрезания бумаги), столовое серебро.

 «Золотая кладовая» работает во Врубелевском корпусе музея (ул. Ленина, 3) ежедневно (кроме понедельника) с 10.00 до 19.00.

Возможен заказ экскурсий.

Тел. 20-00-47

Для всех катекорий поситетелей цена билета - 10 руб, для льготных категорий - 0 руб

Предыдущий Следующий