Останки «яйцеголовых» людей в Усть-Таре

Останки «яйцеголовых» людей в Усть-Таре

Останки «яйцеголовых» людей в Усть-Таре

В начале 1990-х годов омский археолог Игорь Скандаков, раскапывая могильник на берегу реки Тары, в урочище Мурлы, в средневековых курганах обнаружил вытянутые черепа. В этом году главной целью экспедиции Омского музея просвещения и госуниверситета им. Достоевского стал поиск других следов, оставленных «яйцеголовыми» на усть-тарской земле.

Необычное городище

Древние городища обычно строили на остроконечных мысах или, по крайней мере, на краю высокой террасы, чтобы, защищаясь от неприятеля, проще было обнести свой населенный пункт частоколом. Поэтому весьма странно выглядело городище в двух километрах от Усть-Тары, которое археологи исследовали в прошлом году – круг, около 200 метров в диаметре, посреди леса, неглубокий ров и вал, за ними ряды небольших западин от жилищ. Со стороны стены, обращенной в глубь леса, угадывались следы древнего бастиона.

- Так вот где они жили, - произнес тогда Скандаков, рассматривая осколки найденного горшка. - Точно такой же сосуд, с похожим рисунком, я находил в могилах длинноголовых.

Это он вспомнил о могильнике Усть-Тара VII, в Мурлах. Тогда и решили еще раз осмотреть мурлинские археологические памятники в чаще леса и отыскать нечто подобное. И нашли! Совсем недалеко от места захоронения. И такое же круглое городище! На нем и заложили раскоп нынешним летом.

Как показало вскрытие, этот объект также принадлежал «яйцеголовым». Они проживали по 5-6 человек в довольно больших домах-полуземлянках. Раскопанное жилище имело размеры 8 х 8 метров. Причем отсутствие находок «на улицах» и удаленность от водоема говорят о том, что приходили жители городища туда только в зимний период. Интересно, откуда? Не из космоса ли?

Кенотаф или взлетная площадка?

Курган как курган. Сверху небольшое углубление, словно от грабительского раскопа. Перелопатили горы земли, не нашли ни косточки. Ясно только, что над засыпанной ямой горел когда-то жаркий костер. Отсутствие находок порождало самые невероятные предположения. Откуда здесь столько прожженной почвы? Метеорит?! Все больше сторонников находила версия о стартовой площадке космического корабля. Как вдруг на самом дне существовавшей некогда ямы обнаружилось 7 небольших кусочков глиняного сосуда. Не густо, но они позволили датировать данный объект – IV-V века нашей эры, как раз в то самое время в Притарье обитали «яйцеголовые». Но однозначно сказать, что это было, ученые пока не могут. Предположение о полностью разложившейся могиле вызывает много вопросов.

- Странные погребения встречаются довольно часто, – рассказывает зав. музеем археологии и этнографии ОмГУ Валерий Михалев. - Так хоронили соплеменников, которые чем-то отличались от остальных. Иногда находят изрубленные останки. Так делали, чтобы погребенный человек больше не поднялся и не натворил никаких бед. Иногда он лежит лицом вниз, наверное, чтобы душа такого вредного дяди ушла не на небо, а в подземный мир. Шаманов, общавшихся с духами и обладавших особой энергетикой, вообще старались на общем кладбище не хоронить, а закопать их от греха подальше где-нибудь за речкой.

Историки склоняются к тому, что это кенотаф – пустая могила, наподобие тех, что мы встречаем в наше время вдоль автострад, на месте чьих-то аварий. Если воин погиб на чужбине или охотник сгинул в тайге, желая «вычеркнуть» его из племени, по древним верованиям, совершали некий погребальный ритуал. Иногда в могилу клали куклу – набитую травой одежду, а из жилища покойника могли принести горсточку осколков разбитой посуды. После этого человека считали мертвым. Если он вдруг возвращался, то его принимали за лешего, бабу-ягу или кого-то еще, но только не за своего соплеменника.

А где же мужики?

Археологи не могли обойти стороной знаменитый курганный могильник Усть-Тара VII. Все найденные там обладатели вытянутых черепов принадлежали прекрасному полу. Где же тогда свой последний приют находила мужская половина племени? За рекой или в глубине леса? В погребальном костре или на деревьях? По одной из версий, они могли лежать между раскопанными курганчиками.

Сплошной раскоп древнего кладбища принес лишь небольшое количество осколков керамики более раннего времени – бронзового века. Отрицательный результат – тоже результат. Во всяком случае, он не разочаровал тех, кто придерживается мнения, что мужики, посетив тарских амазонок, улетали в полном здравии на своих тарелках в небеса.

Кто – в Рим, а кто – в тайгу

При всей своей загадочности этот странный народ ученые относят к потчевашской культуре, названной так по крупному комплексу памятников на мысе Потчеваш неподалеку от Тобольска. Охотники, рыболовы, скотоводы и даже земледельцы проживали в наших краях в V–IX веках. Они появились здесь после Великого переселения народов во II–IV столетиях, когда многочисленные и воинственные орды кочевников хуннов обрушились на государства и племена Южной и Западной Сибири, Средней Азии, изгнав их с мест своего проживания и уведя с собой на Запад. Это были те самые гунны, что грабили Рим.

Именно благодаря бывшим сибирякам в Европе возникло государство Венгрия, чей язык очень близок сибирским хантам, предки которых с гуннами не пошли, а, убежав на север, перемешались здесь с местным населением. Еще севернее их оттеснили позднее появившиеся в наших краях тюрки.

Что русскому – хорошо, то немцу – смерть

Еще один поток переселенцев из Сибири в Европу случился в послеперестроечное время, как только у российских немцев появилась возможность вернуться на историческую родину. Федор Шван, «в прошлой жизни» учитель истории, краевед и археолог, из Омска в Германию, была бы его воля, не уехал. Каменные джунгли Франкфурта-на-Майне ему тесны, и душа постоянно зовет на простор сибирской тайги.

Сейчас Федор Давыдович работает педагогом в Русском культурно-образовательном центре «Исток» и возит каждый год русско-немецких детей (и «чистокровных» немцев) в Сибирь, чтобы не забывали они свои корни. Уже на протяжении ряда лет обязательным стало участие в археологических раскопках на территории нашей области.

Встретив немецкую делегацию на пристани Киргапа, гостеприимные археологи и жители Усть-Тары сгрузили всех германских подданных в тракторную тележку. Извиняйте, господа, другой транспорт по нашим хлябям не пройдет, а лучшая обувь в столь сырое лето – сапоги, которые немцам, обзвонив всех знакомых, раздобыл в Омске Федор Шван.

Не завидуете тем, кто проживает в урбанизированной Европе! В мегаполисах, словно на борту звездолета, дети многим обделены. Кто-то в Усть-Таре увидел впервые живую корову и был весьма удивлен, узнав, откуда берется молоко.

- Год мы с парнями готовились к экспедиции, - рассказывает Федор Давыдович, – изучили теорию, в парке ориентировались по компасу. Но, как только оказались в лесу, дети в панике бросились прочь от стрекозы. Их «спасла» девочка, имевшая опыт общения с природой. Она познакомила всех с кузнечиками, лягушками, помогала червяка на крючок насадить.

В экспедиционной жизни, а это проживание в палатке, рубка дров, приготовление пищи на костре, условия выживания максимально приближенны к первобытным. И здесь продвинутые бюргеры нашим детям проигрывают «всухую» и дают повод сомневаться, выживет ли европейская цивилизация, случись какой катаклизм.

Terra incognita

Впервые мысль об инопланетном происхождении народа с вытянутыми головами высказала И.Е. Скандакову еще в середине 90-х одна из экстрасенсов, никогда в Мурлах не бывавшая, зато способная содержимое недр определять по карте. Ее ответы на вопросы о месторождении полезных ископаемых геологи назвали вполне резонными. Во всяком случае, с нефтью на севере нашей области она не ошиблась. Абсолютно точно сумела эта дама назвать и V век – время проживания «яйцеголовых».

Можно с иронией или улыбкой относиться к доводам медиума, но Мурлы, действительно, обладают неким притяжением. Влекут не только пришельцев из космоса. Побывав однажды в экспедиции, сюда вместе с археологами вновь и вновь стремятся жители Омска, Тары, Марьяновки, Седельниково и других уголков нашей области. В этом году благодаря стараниям учителя Елены Пьянковой и поддержке районной власти участниками раскопок стали ученики Усть-Тарской школы. Теперь и в далекой Германии кому-то будет сниться крутой берег над Тарой-рекой.

Говорят, виновата во всем неведомая сила, называемая словом «энергетика». Недаром ведь еще 6-7 тысяч лет назад, в каменном веке, это урочище древние люди выбрали местом своих святилищ. При свете костров вокруг деревянного идола камлали шаманы, приносились щедрые жертвы лесным духам. Таких культовых мест археологи насчитали в той округе уже с полдюжины. Но это совсем другая история...

Сергей Алферов