О наших поэтах. Роберт Рождественский

13:49 11 июн 2021

rozhdestvenskiy.jpg

Роберт Иванович Рождественский (Роберт Станиславович Петкевич)

 

Родился 20 июня 1932 года на Алтае в селе Косиха. Отец, Станислав Петкевич погиб на фронте Великой Отечественной войны. Позже Роберт взял отчество и фамилию отчима, Ивана Рождественского, который усыновил мальчика и стал для него примером для подражания.

Первое стихотворение было написано летом 1941 года, когда Роберт жил с бабушкой в Омске. Стихотворение было опубликовано в газете «Омская правда», а гонорар юный поэт перевёл в Фонд обороны.

В годы учёбы в Литературном институте познакомился с будущей супругой, Аллой Киреевой.

В1955 году у Роберта вышла первая книга стихов «Флаги весны». К этому времени о молодом поэте знали многие, его стихотворения активно печатались в журнале «Смена» и различной периодике.

На стихи Роберта Рождественского написано множество песен. Он был награждён орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени. Является лауреатом Государственной премии.

Роберт Иванович возглавлял комиссию по литературному наследию Владимира Высоцкого при Союзе писателей, помог открыть Дом-музей Цветаевой, трижды был членом жюри Каннского кинофестиваля.

Умер 19 августа 1994 года.

 

* * *

Все начинается с любви…

Твердят:

«Вначале

было

слово…»

А я провозглашаю снова:

Все начинается

с любви!..Все начинается с любви:

и озаренье,

и работа,

глаза цветов,

глаза ребенка —

все начинается с любви.Все начинается с любви,

С любви!

Я это точно знаю.

Все,

даже ненависть —

родная

и вечная

сестра любви.Все начинается с любви:

мечта и страх,

вино и порох.

Трагедия,

тоска

и подвиг —

все начинается с любви…Весна шепнет тебе:

«Живи…»

И ты от шепота качнешься.

И выпрямишься.

И начнешься.

Все начинается с любви!

 

Алёне

Мы совпали с тобой, совпали

в день, запомнившийся навсегда.

Как слова совпадают с губами.

С пересохшим горлом — вода.

Мы совпали, как птицы с небом.

Как земля с долгожданным снегом

совпадает в начале зимы,

так с тобою совпали мы.

Мы совпали, еще не зная

ничего о зле и добре.

 

И навечно совпало с нами

это время в календаре.

 

* * *

Будь, пожалуйста,

послабее.

Будь,

пожалуйста.

И тогда подарю тебе я

чудо

запросто.

И тогда я вымахну -

вырасту,

стану особенным.

Из горящего дома вынесу

тебя,

сонную.

Я решусь на все неизвестное,

на все безрассудное -

в море брошусь,

густое,

зловещее,

и спасу тебя!..

Это будет сердцем велено мне,

сердцем

велено...

Но ведь ты же

сильнее меня,

сильней

и уверенней!

Ты сама

готова спасти других

от уныния тяжкого,

ты сама не боишься

ни свиста пурги,

ни огня хрустящего.

Не заблудишься,

не утонешь,

зла

не накопишь

Не заплачешь

и не застонешь,

если захочешь.

Станешь плавной

и станешь ветреной,

если захочешь...

Мне с тобою -

такой уверенной -

трудно

очень.

Хоть нарочно,

хоть на мгновенье -

я прошу,

робея,-

помоги мне

в себя поверить,

стань

слабее.

 

ЭХО ЛЮБВИ

Покроется небо пылинками звезд,

и выгнутся ветки упруго.

Тебя я услышу за тысячу верст.

Мы — эхо,

Мы — эхо,

Мы — долгое эхо друг друга.И мне до тебя, где бы ты ни была,

дотронуться сердцем нетрудно.

Опять нас любовь за собой позвала.

Мы — нежность,

Мы — нежность.

Мы — вечная нежность друг друга.И даже в краю наползающей тьмы,

за гранью смертельного круга,

я знаю с тобой не расстанемся мы.

Мы — память,

Мы — память.

Мы — звездная память друг друга.

 

ЗНАЕШЬ

Знаешь,

я хочу, чтоб каждое слово

этого утреннего стихотворенья

вдруг потянулось к рукам твоим, словно

соскучившаяся ветка сирени.

Знаешь,

я хочу, чтоб каждая строчка,

неожиданно вырвавшись из размера

и всю строфу

разрывая в клочья,

отозваться в сердце твоем сумела.

Знаешь,

я хочу, чтоб каждая буква

глядела бы на тебя влюбленно.

И была бы заполнена солнцем, будто

капля росы на ладони клена.

Знаешь,

я хочу, чтоб февральская вьюга

покорно у ног твоих распласталась.

 

И хочу,

чтобы мы любили друг друга

столько,

сколько нам жить осталось.

 

СЛЕДЫ

Я люблю, когда над городом — снег,

неуверенно кружащийся,

ничей.

Неживой, мохнатый, медленный снег

одевает в горностаи

москвичей.

В горностаевом пальто

идет студент.

В горностаи постовой разодет…

Я люблю смотреть на белую рябь.

Фонари плывут над улицей —

горят.

Как наполненные пламенем ноли,

по-домашнему

горят фонари.

Пухлый снег идет,

и я за ним бегу.

Снег запутался в сплетенье кустов…На снегу,

на очень тихом снегу —

восклицательные знаки

следов!

 

* * *

Этих снежинок

смесь.

Этого снега

прах.

Как запоздалая месть

летнему

буйству

трав.

Этих снежинок

явь,

призрачное

крыло.

Белого небытия

множественное число...

Этого снега

нрав.

Этого снега

боль:

в небе

себя разъяв,

стать на земле

собой.

Этого снега

срок.

Этого снега

круг.

Странная мгла дорог,

понятая не вдруг.

Выученная

наизусть,

начатая с азов,

этого снега

грусть.

Этого снега

зов.

Медленной чередой

падающие из тьмы

в жаждущую ладонь

прикосновенья

зимы.

 

* * *

Дружище, поспеши.

Пока округа спит,

сними

нагар с души,

нагар пустых обид.

 

Страшась никчемных фраз,

на мотылек свечи,

как будто в первый раз,

взгляни

и промолчи...

 

Придет заря,

шепча.

Но -

что ни говори -

бывает, что свеча

горит

светлей зари.

 

ГОРОД ДЕТСТВА

Где-то есть город тихий, как сон,

Пылью текучей по грудь занесён,

В медленной речке вода, как стекло,

Где-то есть город, в котором тепло, -

Наше далёкое детство там прошло

 

Ночью из дома я поспешу,

В кассе вокзала билет попрошу.

Может впервые за тысячу лет:

«Дайте до детства плацкартный билет!»

Тихо кассирша ответит: «Билетов нет».

 

Ну что, дружище, как ей возразить?

Дорогу в детство где ещё спросить?

А может просто только иногда

Лишь в памяти своей приходим мы туда?

 

В городе этом сказки живут,

Шалые ветры с собою зовут.

Там нас порою сводили с ума

Сосны до неба, до солнца дома.

Там по сугробам неслышно шла зима

 

Дальняя песня в нашей судьбе,

Ласковый город, спасибо тебе!

Мы не приедем, напрасно не жди -

Есть на планете другие пути...

Мы повзрослели, поверь нам, и прости...

 

КОНЦЕРТ

Сорок трудный год.

Омский госпиталь…

Коридоры сухие и маркие.

Шепчет старая нянечка:

«Господи!

До чего же артисты

маленькие…»

 

Мы шагаем палатами длинными.

Мы почти растворяемся в них

с балалайками,

с мандолинами

и большими пачками книг.

Что в программе?

В программе – чтение,

пара песен

военных, правильных…

Мы в палату тяжелораненых

входим с трепетом и почтением.

Двое здесь.

Майор артиллерии

с ампутированной ногой,

в сумасшедшем бою

под Ельней

на себя принявший огонь.

На пришельцев глядит он весело…

И другой –

до бровей забинтован, -

капитан,

таранивший «мессера»

три недели назад

над Ростовом.

Мы вошли.

Мы стоим в молчании.

Вдруг

срывающимся фальцетом

Абрикосов Гришка отчаянно

объявляет начало концерта.

А за ним,

не вполне совершенно,

но вовсю запевале внимая,

о народной поём,

о священной

так,

как мы её понимаем.

В ней Чапаев сражается заново,

краснозвёздные мчатся танки.

В ней шагают наши

в атаки,

а фашисты падают замертво.

В ней чужое железо плавится,

в ней и смерть отступать должна.

Если честно признаться,

нравится

нам

такая война!

Мы поём.

Только голос лётчика

раздаётся.

А в нём – укор:

— Погодите…

Постойте, хлопчики…

Погодите…

Умер

майор… —

Балалайка всплеснула горестно.

Торопливо,

будто в бреду…

 

…Вот и всё

о концерте в госпитале

в том году.

 

БАЛЛАДА О КРАСКАХ

Был он рыжим, как из рыжиков рагу.

Рыжим,  словно апельсины на снегу.

Мать шутила,  мать веселою была:

«Я от солнышка сыночка родила…»

А другой был чёрным-чёрным у неё.

Чёрным,  будто обгоревшее смолье.

Хохотала над расспросами она,  говорила:

«Слишком ночь была черна!..»

В сорок первом, в сорок памятном году

Прокричали репродукторы беду.

Оба сына, оба-двое, соль Земли —

Поклонились маме в пояс. И ушли.

Довелось в бою почуять молодым

рыжий бешеный огонь  и черный дым,

злую зелень застоявшихся полей,

серый цвет прифронтовых госпиталей.

Оба сына, оба-двое, два крыла,

Воевали до победы. Мать ждала.

Не гневила,  не кляла она судьбу.

Похоронка обошла её избу.

Повезло ей.

Привалило счастье вдруг.

Повезло одной на три села вокруг.

Повезло ей. Повезло ей! Повезло!—

Оба сына воротилися в село.

Оба сына. Оба-двое.  Плоть и стать.

Золотистых орденов не сосчитать.

Сыновья сидят рядком — к плечу плечо.

Ноги целы, руки целы — что еще?

Пьют зеленое вино, как повелось…

У обоих изменился цвет волос.

Стали волосы — смертельной белизны!

Видно, много белой краски у войны.

 

БАЛЛАДА О ЗЕНИТЧИЦАХ

Баллада о зенитчицах

Как разглядеть за днями

след нечёткий?

Хочу приблизить к сердцу

этот след…

На батарее

были сплошь –

девчонки.

А старшей было

восемнадцать лет.

Лихая чёлка

над прищуром хитрым,

бравурное презрение к войне…

В то утро

танки вышли

прямо к Химкам.

Те самые.

С крестами на броне.

 

И старшая,

действительно старея,

как от кошмара заслонясь рукой,

скомандовала тонко:

- Батарея-а-а!

(Ой мамочка!..

Ой родная!..)

Огонь! –

И –

залп!

И тут они

заголосили,

девчоночки.

Запричитали всласть.

Как будто бы

вся бабья боль

России

в девчонках этих

вдруг отозвалась.

Кружилось небо –

снежное,

рябое.

Был ветер

обжигающе горяч.

Былинный плач

висел над полем боя,

он был слышней разрывов,

этот плач!

Ему –

протяжному –

земля внимала,

остановясь на смертном рубеже.

- Ой, мамочка!..

- Ой, страшно мне!..

- Ой, мама!.. –

И снова:

- Батарея-а-а! –

И уже

пред ними,

посреди земного шара,

левее безымянного бугра

горели

неправдоподобно жарко

четыре чёрных

танковых костра.

Раскатывалось эхо над полями,

бой медленною кровью истекал…

Зенитчицы кричали

и стреляли,

размазывая слёзы по щекам.

И падали.

И поднимались снова.

Впервые защищая наяву

и честь свою

(в буквальном смысле слова!).

И Родину.

И маму.

И Москву.

Весенние пружинящие ветки.

Торжественность

венчального стола.

Неслышанное:

«Ты моя – навеки!..»

Несказанное:

«Я тебя ждала…»

И губы мужа.

И его ладони.

Смешное бормотание

во сне.

И то, чтоб закричать

в родильном

доме:

«Ой, мамочка!

Ой, мама, страшно мне!!»

И ласточку.

И дождик над Арбатом.

И ощущенье

полной тишины…

…Пришло к ним это после.

В сорок пятом.

Конечно, к тем,

кто сам пришёл

с войны.

 

ПОМНИТЕ

(отрывок из поэмы «Реквием»)

 

Помните!

Через века, через года,—

помните!

О тех,

кто уже не придет никогда,—

помните!

 

Не плачьте!

В горле сдержите стоны,

горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны!

Вечно

достойны!

 

Хлебом и песней,

Мечтой и стихами,

жизнью просторной,

каждой секундой,

каждым дыханьем

будьте

достойны!

 

Люди!

Покуда сердца стучатся,—

помните!

Какою

ценой

завоевано счастье,—

пожалуйста, помните!

 

Песню свою отправляя в полет,—

помните!

О тех,

кто уже никогда не споет,—

помните!

 

Детям своим расскажите о них,

чтоб

запомнили!

Детям детей

расскажите о них,

чтобы тоже

запомнили!

Во все времена бессмертной Земли

помните!

К мерцающим звездам ведя корабли,—

о погибших

помните!

 

Встречайте трепетную весну,

люди Земли.

Убейте войну,

прокляните

войну,

люди Земли!

 

Мечту пронесите через года

и жизнью

наполните!..

Но о тех,

кто уже не придет никогда,—

заклинаю,—

помните!

 

ЗА ТОГО ПАРНЯ

Я сегодня до зари

встану.

По широкому пройду

полю.

Что-то с памятью моей

стало:

все, что было не со мной,

помню.

Бьют дождинки по щекам

впалым.

Для вселенной двадцать лет –

мало.

Даже не был я знаком

с парнем,

обещавшим:

''Я вернусь, мама!..''

 

А степная трава

пахнет горечью.

Молодые ветра

зелены.

Просыпаемся мы.

И грохочет над полночью

то ли гроза,

то ли эхо

прошедшей войны.

 

Обещает быть весна

долгой.

Ждет отборного зерна

пашня.

И живу я на земле

доброй

за себя

и за того парня.

Я от тяжести такой

горблюсь.

Но иначе жить нельзя,

если

все зовет меня

его голос,

все звучит во мне

его песня.

 

А степная трава

пахнет горечью.

Молодые ветра

зелены.

Просыпаемся мы.

И грохочет над полночью

то ли гроза,

то ли эхо

прошедшей войны.

 

* * *

Будем горевать в стол...

Будем горевать

в стол.

Душу открывать

в стол.

Будем рисовать

в стол.

Даже танцевать —

в стол.

Будем голосить

в стол.

Злиться и грозить —

в стол!

Будем сочинять

в стол...

И слышать из стола

стон.

 

 * * *

Я жизнь люблю

безбожно!

Хоть знаю наперёд,

что

рано или поздно

настанет

мой черёд.

Я упаду

на камни

и, уходя

во тьму,

усталыми руками

землю

обниму...

Хочу,

чтоб не поверили,

узнав,

друзья мой.

Хочу,

чтоб на мгновение

охрипли

соловьи!

Чтобы

впадая в ярость,

весна

по свету

шла...

Хочу, чтоб ты

смеялась!

И счастлива

была.

 

КЛАДБИЩЕ ПОД ПАРИЖЕМ

Малая церковка. Свечи оплывшие.

Камень дождями изрыт добела.

Здесь похоронены бывшие. Бывшие.

Кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

 

Здесь похоронены сны и молитвы.

Слезы и доблесть. «Прощай!» и «Ура!».

Штабс-капитаны и гардемарины.

Хваты полковники и юнкера.

 

Белая гвардия, белая стая.

Белое воинство, белая кость…

Влажные плиты травой порастают.

Русские буквы. Французский погост…

 

Я прикасаюсь ладонью к истории.

Я прохожу по Гражданской войне..

Как же хотелось им в Первопрестольную

Въехать однажды на белом коне!..

 

Не было славы. Не стало и Родины.

Сердца не стало. А память — была..

Ваши сиятельства, их благородия —

Вместе на Сент-Женевьев-де-Буа.

 

Плотно лежат они, вдоволь познавши

Муки свои и дороги свои.

Все-таки — русские. Вроде бы — наши.

Только не наши скорей, а ничьи…

 

Как они после — забытые, бывшие

Все проклиная и нынче и впредь,

Рвались взглянуть на неё — победившую,

Пусть непонятную, пусть непростившую,

Землю родимую, и умереть…

 

Полдень. Березовый отсвет покоя.

В небе российские купола.

И облака, будто белые кони,

Мчатся над Сент-Женевьев-де-Буа.

 

* * *

Умирал костер как человек...

То упорно затихал, то, вдруг

вздрагивал, вытягивая вверх

кисти длинных и прозрачных рук.

Вздрагивал, по струйке дыма лез,

будто унести хотел с собой этот дивный неподвижный лес,

от осин желтеющих рябой.

...Птиц неразличимые слова.

Дымного тумана длинный хвост

и траву.

И россыпь синих звезд, тучами прикрытую едва.

 

* * *

Горбуша в сентябре идет метать икру…

Трепещут плавники, как флаги на ветру.

Идет она, забыв о сне и о еде,

туда, где родилась.

К единственной воде.

Угаром,

табуном,

лавиною с горы!

И тяжелеют в ней дробиночки икры…

Горбуша прет, шурша,

как из мешка — горох.

Заторы сокруша.

И сети распоров.

Шатаясь и бурля, как брага на пиру,

горбуша в сентябре идет метать икру…

Белесый водопад вскипает, будто пунш,

когда в тугой струе —

торпедины горбуш.

И дальше — по камням.

На брюхе —

через мель!

Зарыть в песок икру.

И смерть принять взамен.

Пришла ее пора, настал ее черед…

Здесь даже не река,

здесь малый ручеек.

В него трудней попасть, чем ниткою — в иглу…

Горбуша в сентябре идет метать икру!

Потом она лежит —

дождинкой на стекле…

Я буду кочевать по голубой земле.

Валяться на траве,

пить бесноватый квас.Но в свой последний день,

в непостижимый час,

ноздрями ощутив последнюю грозу,

к порогу твоему

приду я,

приползу,

приникну,

припаду,

колени в кровь сотру…

Горбуша в сентябре идет метать икру.

 

* * *

Вроде просто: найти и расставить слова.

Жаль, что это все реже.

И все больней…

Вновь бумага лежит — ни жива, ни мертва —

будто знает,

что ты прикоснешься к ней.Но ведь где-то есть он, в конце концов,

тот —

единственный,

необъяснимый тот —

гениальный порядок привычных нот,

гениальный порядок обычных слов.

 

МГНОВЕНИЯ

Не думай о секундах свысока.

Наступит время, сам поймешь, наверное,-

свистят они,

как пули у виска,

мгновения,

мгновения,

мгновения.

У каждого мгновенья свой резон,

свои колокола, своя отметина,

Мгновенья раздают — кому позор,

кому бесславье, а кому бессмертие.

Мгновения спрессованы в года,

Мгновения спрессованы в столетия.

И я не понимаю иногда,

где первое мгновенье, где последнее.

Из крохотных мгновений соткан дождь.

Течет с небес вода обыкновенная.

И ты, порой, почти полжизни ждешь,

когда оно придет, твое мгновение.

Придет оно, большое, как глоток,

глоток воды во время зноя летнего.

А в общем,

надо просто помнить долг

от первого мгновенья до последнего.

Не думай о секундах свысока.

Наступит время, сам поймешь, наверное,-

свистят они,

как пули у виска,

мгновения,

мгновения,

мгновения.

 

* * *

Тихо летят паутинные нити.

Солнце горит на оконном стекле.

Что-то я делал не так;

извините:

жил я впервые на этой земле.

Я ее только теперь ощущаю.

К ней припадаю.

И ею клянусь...

И по-другому прожить обещаю.

Если вернусь...

 

Но ведь я не вернусь.

 

«О наших поэтах» – авторская рубрика омского поэта Александра Тихонова.

В настоящее время Александр работает заведующим экскурсионным отделом Исторического мультимедийного парка «Россия – моя история».

О наших поэтах. Леонид Чашечников

О наших поэтах. Владимир Макаров

О наших поэтах. Аркадий Кутилов

О наших поэтах. Пётр Драверт

О наших поэтах. Павел Васильев