Печать

Методические рекомендации по организации и проведению экскурсионного флешмоба

11:56 15 Май 2020

На сегодняшний день музеи находятся в активном поиске современных форматов работы, направленных на привлечение новых посетителей, популяризацию краеведческих знаний, создание музейного сообщества. В этой связи особую важность приобретает консолидация региональных музеев, их лидерская позиция в деле формирования ценностного отношения жителей к культурно-историческому наследию региона.  

В сентябре 2017-го года музеи Омска стали инициаторами проведения в городе акции “Экскурсионный флешмоб”,  суть которой заключается в одновременном старте ряда бесплатных экскурсий по широкому кругу вопросов с преобладанием краеведческой тематики. В первый год было проведено 30 экскурсий, в которых приняли участие 630 человек. Акция получила множество положительных откликов от участников  и была продолжена в 2018 году. Тогда состоялось уже 50 разнообразных пешеходных экскурсий по музеям, библиотекам, театрам, улицам города для 960 человек. 

В 2019 году было принято решение о закреплении постоянного дня и времени проведения акции: последняя суббота августа, 12 часов. При этом был отмечен не только количественный рост числа экскурсий и посетителей до 70 и 1300 соответственно, но и существенные качественные изменения. Так, пешеходные экскурсии были дополнены автобусными, велосипедными и теплоходными. Помимо учреждений культуры (музеев, театров, библиотек, филармонии, цирка) к акции присоединились многочисленные предприятия, образовательные учреждения, известные люди города, общественные организации, в частности Ассоциация экскурсоводов Омской области. 

Таким образом, сложились следующие направления просветительской акции:

- Классические и творческие экскурсии (традиционные тематические пешеходные и транспортные экскурсии).

- Музейные секреты (эксклюзивные экскурсии по омским музеям). Например, экскурсии в фондохранилища и реставрационные мастерские.

- Тайны закулисья (экскурсии в театрах и цирке с возможностью посещения костюмерных, мастерских по изготовлению декораций).

- Made in Omsk (экскурсии по промышленным предприятиям, организациям, мастерским и магазинам).

- Экскурсии с известными людьми Омска: дизайнерами, художниками, актерами, учеными.

- Гастрономические экскурсии с дегустациями и кулинарными мастер-классами.

При этом классические экскурсии сочетаются с другими формами работы: играми, квизами, мастер-классами, квестами, лекциями, мини-спектаклями и т.д.

Следует отметить, что по мере популяризации акции росло число стейкхолдеров (от частных лиц до крупных предприятий), желающих принять активное участие в проекте. Так музеи стали объединяющей площадкой для тех, кто заинтересован в культурном развитии города, в формировании у его жителей любви к малой родине, ведь как сказал Федор Михайлович Достоевский “Невозможно любить то, чего не знаешь”. Развитие тесных партнерских отношений, увеличение круга лиц, участвующих в акции в качестве организаторов и посетителей - все это способствует развитию музейного дела в регионе в целом, популяризации музеев.

В качестве оператора акции выступает Туристский информационный центр (ТИЦ) Омской области, осуществляющий тесное взаимодействие с музеями на постоянной основе. Сотрудники ТИЦа занимаются формированием перечня экскурсий, сбором групп, подготовкой волонтеров, решают организационные вопросы.

В нынешнем году году мы предлагаем коллегам из других субъектов России присоединиться к акции “Экскурсионный флешмоб”, проведя ее на территории своего региона в единое время - 29 августа в 12-00. Нами подготовлены для этого все необходимые методические материалы, ТИЦ Омской области готов оказать всестороннее содействие. При этом начать можно с малого количества экскурсий, постепенно масштабируя просветительскую акцию, увеличивая число заинтересованных лиц. 

Методическое пособие с подробным описанием механизма реализации акции, указанием способов взаимодействия с партнерами, экскурсоводами, волонтерами и участниками размещено в открытом доступе. В нем собран и обобщен положительный опыт Экскурсионного флешмоба, накопленный за 3 года его проведения.

Скачать методические рекомендации можно здесь.